На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Хозяйство вести — не сумой трясти: Что умели делать крестьянские дети на Руси

Помните некрасовское стихотворение про маленького дровосека и хворосту воз? Казалось бы, мальчишке всего шесть лет, а он уже помогает отцу с заготовкой дров. Впрочем, в те времена это было обычным делом. Взрослеть приходилось рано — ведь в большой крестьянской семье на счету был каждый рот и каждые руки.

Хозяйство вести — не сумой трясти: Что умели делать крестьянские дети на Руси

Неудивительно, что уже к десяти годам крестьянские дети умели почти все наравне со взрослыми.

.

Строгий «домострой»

Приучать мальчишек и девчонок к работе начинали уже с пяти лет. В этом возрасте те прекрасно понимали, что в будущем им придется заниматься этой же работой всю жизнь. Мальчики станут пахарями и добытчиками, а девочки — хозяйками домашнего очага. «Домострой» советовал «с младых ногтей» растить детей в строгости и послушании. Уже в пять-шесть лет крестьянские дети — в нашем понимании малыши — умели управляться по хозяйству. Девочки пряли, помогали взрослым в поле и по дому, мальчики ухаживали за скотиной и работали на огороде.

Самой первой заботой малолетних крестьянских детей становилось «пестунство» — уход за младшими братьями и сестрами.
Самой первой заботой малолетних крестьянских детей становилось «пестунство» — уход за младшими братьями и сестрами. .

Хорошая хозяйка

Уже через несколько лет строгое воспитание давало свои плоды. Да, физически детям были еще не под силу некоторые обязанности взрослых, но со всем остальным они отлично справлялись. Девочкам надлежало стать хорошими хозяйками — у таких было куда больше шансов удачно выйти замуж. А кто захочет брать в жены неряху и неумеху? Из мальчиков же растили настоящих мужиков. Ведь со взрослением и началом самостоятельной жизни ему предстояло не только вырастить сына и посадить дерево, но и построить дом.

.

На личном примере

Обычно в крестьянских домах жило и росло сразу несколько поколений. Детям было с кого брать пример. Взрослые сначала показывали, как делается то или иное дело, потом брали малышей в помощники, а со временем доверяли им и самостоятельное выполнение. Дел же по хозяйству всегда хватало. Находилось занятие даже самым маленьким — присматривать за новорожденными и грудничками. Ведь никакого декретного отпуска крестьянкам не полагалось — едва отойдя после родов, те уже возвращались к обычным бытовым и сельскохозяйственным занятиям.

Навыкам ведения хозяйства дети обучались на примере взрослых.
Навыкам ведения хозяйства дети обучались на примере взрослых. .

Детство, отрочество и юность

Измерять возраст и стадии взросления на Руси было принято семилетками. В первые семь лет ребенка называли дитем. Основные навыки он получал уже тогда, но его могли и побаловать, освободить от тяжелой работы. Ну а после трудового дня детям вполне разрешалось искупаться на речке или поиграть в догонялки, салки-палки и прочие забавы.

Крестьянское детство было быстротечным — оно фактически заканчивалось к семи годам.
Крестьянское детство было быстротечным — оно фактически заканчивалось к семи годам. .

С семи лет начиналось отрочество. Мальчики получали свои первые порты (штаны), а девочки — длинные юбки или сарафаны — аналог взрослой женской одежды. Спрос с отрока был практически таким же, как и со взрослого. Нередко уже в эту пору парней отдавали на обучения — в подмастерья. Если же сам отец был кузнецом или столяром, то он и передавал свои навыки подрастающему поколению.

Третья семилетка — юность. К ее наступлению юноши и девушки уже умели все. Парень становился правой рукой отца в семье, а при его отсутствии — и старшим в доме. К концу юности парни могли уйти из дома для создания собственной семьи и строительства нового дома или уехать в город — на заработки. Девушек же уже готовили на выданье, и они умели все, что умела мать.

.

На все руки мастер

А что же умели делать крестьянские дети полтора века тому назад? К концу первой семилетки мальчишки были уже уверенными помощниками в хозяйстве: работали в поле и на огороде, пасли и ухаживали за скотиной, материли игрушки, плели лукошки и лапти. Ну а во вторую семилетку их привлекали и к тяжелым работам: косьбе, пахоте, молотьбе и т.д. Ну а десятилетняя девочка считалась полноценной хозяйкой, полностью способной полностью обеспечить быт.

https://dzen.ru/a/ZA4jrE_J40-40WuV

Картина дня

наверх