Эти страны называют «азиатскими тиграми» или «драконами»: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань. Ещё каких-то 50–60 лет назад это были хилые придатки Китая, колонии западноевропейских стран, где царили голод и нищета. Но в середине XX века, точно в сказке, четыре небольшие отсталые страны вышли на первые места в мире по уровню ВВП, жизни населения, техническому, финансовому развитию и даже по уровню интеллекта жителей. Какой ценой и какими средствами свершилось экономическое чудо – попытаемся разобраться.
Откажешься – обижусь
Южная Корея. В конце сороковых годов эта страна была так бедна, что многие корейцы ели кору деревьев, чтобы не умереть с голоду. Сеул лежал в руинах. Ещё в 1961 году Валовой национальный продукт на душу населения составлял около 93 долларов, количество риса измеряли числом рисинок… Но уже к 1980-м годам страна стала одним из основных конкурентов США и Японии в производстве автомобилей, стали, телевизоров, видеомагнитофонов и компьютеров.
Поворотным моментом в истории Южной Кореи можно считать 15 октября 1963 года, когда в результате госпереворота (не без помощи США) к власти пришёл сильный политик и классический «тиран» – Пак Чон Хи. Участник Второй мировой (воевал на стороне Японии), после войны он вступил в коммунистическую ячейку, был приговорён за это к расстрелу, но когда сдал своих товарищей по партии, его помиловали. Впоследствии занимался выявлением и уничтожением коммунистов, проходил военную подготовку в США.
Своё правление Пак начал с репрессий, да каких! Первым делом создал собственное Центральное разведывательное управление, которое занималось арестами и пытками противников режима. Во-вторых, объявил войну коррупции. Стал создавать и развивать оборонную промышленность и армию, которая сегодня считается одной из самых сильных в мире. Ещё Пак силком сгонял крестьян в города, и деревенская беднота стала работать на частных предприятиях, которые производили на экспорт дешёвые ткани, игрушки и парики.
Вот как описывает его деятельность американский журналист: «Пак вызвал на ковёр ведущих бизнесменов страны: будем конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами. «Цой, ты чем занимаешься?» – «Рис и игорный бизнес». – «Теперь будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам!» – «Но я не могу!» – «Я помогу. Государство тебе поможет. Главное – помоги стать Корее великой державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь!.. Ким, а ты будет делать телевизоры и магнитофоны!.. Хван будет делать автомобили!»
Рай, да и только!
Процветание государства стало смыслом жизни всего южнокорейского народа. Люди трудились на износ, некоторые даже умирали на рабочих местах. И к концу 70-х годов ВНП на одного человека в Южной Корее уже поднялся до 6 тысяч долларов. Но всех своих врагов Пак так и не извел – и в 1979 году был застрелен в своем кабинете своим же подчинённым, директором южнокорейского ЦРУ, которого приговорили потом к смертной казни через повешение.
На «тирана» Пака было несколько покушений, в одном из которых была смертельно ранена его жена. Но корейцы до сих пор боготворят Пака как мудрейшего политика, создателя «корейского экономического чуда». Они любят вспоминать, что Пак Чон Хи ходил в штопаных кальсонах и не имел никакой недвижимости. Хотел поднять свою страну с колен – и ему это удалось. Доказательство чему – несколько фактов из жизни современной Южной Кореи.
Эта страна для Евросоюза – восьмой по величине торговый партнёр, а ЕС стала для Южной Кореи вторым по величине экспортёром.
Образование здесь одно из самых передовых в мире. В школах дети учатся по цифровым учебникам, распространяемым бесплатно.
Южная Корея занимает пятое место в мире и второе в Азии по количеству атомных электростанций.
Она – лидер в производстве робототехники.
Начиная с 1992 года корейцы отправили в космос до 10 спутников, несколько лет назад завершили строительство своего космодрома.
Государство обладает ведущими мировыми брендами в области информационных технологий. Например, Samsung и LG.
Южная Корея практически полностью обеспечивает себя. Корейцы покупают только корейское. Импортных товаров там не найти, нет даже импортных жвачек, прокладок, чипсов и зубной пасты. Ввоз иностранной электроники и автомобилей практически запрещён.
Южная Корея – крупнейший в мире судостроитель
Южная Корея – одна из самых безопасных стран мира. Здесь практически нет наркомании, а угон автомобиля считается сенсацией.
Рай – да и только! Но давайте разберёмся, какой ценой достаётся жителям этой страны благосостояние и спокойная жизнь?
Злые как собаки
Смысл жизни всех без исключения корейцев – работа. Они работают всегда. Такого понятия как отпуск в Корее не существует. Есть пара дней в году, когда работники могут взять отгул. И ещё есть два национальных праздника – Новый год и Осенний фестиваль, когда все не работают целых три дня.
Подъём у среднестатистического корейского служащего в 5.30, в 7.00 он уже на рабочем месте. Возвращение домой – не раньше полуночи, а часто и позже. Лишь в 2004 году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до того шестидневной 44-часовой. Но это не значит, что корейцы стали работать меньше. Многие предприятия по-прежнему устанавливают шестидневную неделю в две смены по 12 часов и с тремя днями отпуска в год. Работа в воскресенье – в порядке вещей.
Российские специалисты, которых судьба занесла в Корею, с первых дней пребывают в шоке: «Корейцы живут работой и умирают на работе! Они не будут набивать себе цену, жаловаться на невыносимую усталость или условия работы. Они будут просто пахать до упада. С самого детства их приучают так относиться к работе», – пишет русский программист, стажировавшийся на корейском предприятии.
Вот ещё одно наблюдение русского: «Самое главное – их конфуцианское воспитание: подчиняться, не огрызаться, быть серой массой. Любая инициатива на корню убивается. О всякой мечте можно забыть. Но они могут подбодриться по-своему: если, например, ты потерял руку на производстве, начальник скажет: «Ничего страшного, главное, ты жив!» Будешь возмущаться – наживёшь кучу врагов. Спят по четыре часа, поэтому злые как собаки, могут даже укусить».
Есть один анекдот. Корейцы приходят на работу в семь утра, а уходят в одиннадцать вечера. И вдруг сотрудник пришёл в девять и ушёл в шесть. На другой день – то же самое. Его спрашивают:
– Ты почему так поздно приходишь и так рано уходишь?
– Так я же в отпуске!
«Жить стало очень трудно»
В Южной Корее поощряется доносительство. Когда-то такую политику провозгласил президент Пак, при нем люди стучали друг на друга, борясь с коррупцией. Виноватых, а то и невиновных, сажали в тюрьмы и даже расстреливали. В Корее не существует такого понятия, как приватный разговор. Любые слова будут незамедлительно переданы в соответствующие органы. Народу нравится стукачество – благодаря ему, утверждают корейцы, они живут в одной из самых безопасных стран мира.
Лишь недавно в Южной Корее была введена система пенсионного страхования. До этого пенсий не существовало. Жизнь стариков оплачивали их дети и внуки.
В связи с загруженностью и стрессами на работе многие корейцы не успевают создать семью, да и сил на большое и светлое чувство у многих не остаётся. Именно поэтому сегодня одной из главных проблем в стране является нехватка рабочих рук. Люди стареют, а новых на свет появляется всё меньше.
Но главная проблема современной Кореи – не демографическая, а психическая. Эта страна занимает первое место в мире по количеству самоубийств. «Латентная суицидальность» – этот диагноз можно поставить каждому второму корейцу. Наиболее типичными способами сведения счётов с жизнью являются повешение и отравление.
Вешаются и травятся не только простые служащие. За последние пару лет с собой покончили президент Но Му Хен, миллионерша Ли Юн Хен, знаменитый бейсболист Чо Сон Мин, телеведущая Сон Чи Сун, несколько поп-звёзд, футболистов, актёров, список можно продолжить.
Главной причиной самоубийств в богатейшей стране является страх нищеты! Недавно групповое самоубийство совершила обеспеченная семья по фамилии Ли. Как сообщалось в южнокорейской прессе, у семьи не было финансовых проблем, папа являлся собственником 15 домов и квартир, купленных в кредит. Согласно полицейским данным, первыми покончили с собой 44-летняя мать и её 12-летняя дочь. Они отравились угарным газом, предварительно оставив записку: «Жить в долг стало очень трудно, а потому мы уходим». Когда отец вернулся с работы и увидел мёртвых жену и дочь, он тоже покончил с собой.
Самоубийство часто совершают и корейские старики. Многие из них таким образом «освобождают» своих детей от тяжкой повинности финансово обеспечивать родителей-пенсионеров.
Пример Южной Кореи можно считать классическим для всех четырёх «азиатских тигров». В Сингапуре, Гонконге и Тайване есть всего лишь несколько национальных особенностей, о которых не мешает упомянуть.
Сингапур
Всего за 30 лет, с 1959 по 1990 годы, во время правления диктатора Ли Куана Ю, Сингапур поднялся из разряда стран третьего мира до высокоразвитой страны с высочайшим уровнем жизни. По плотности семей-миллионеров сегодня он занимает первое место в мире. Чтобы узнать о способах такого стремительного развития, достаточно прочесть несколько цитат «великого» Ли Куана.
Об американских инвестициях: «Мы приветствовали каждого инвестора. Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство».
О борьбе с коррупцией: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что». Кстати, все оппоненты Ли оказывались в тюрьме без суда и следствия, прессе затыкали рот, многие журналисты были арестованы. И насчёт посадки «друзей» есть большие сомнения. В прессе отмечалось, что сажал и казнил президент как раз не товарищей, а своих конкурентов.
О репрессиях, эффективности телесных наказаний и пыток, которые в Сингапуре используются до сих пор: «Я никогда не понимал, почему западные педагоги-методисты выступают против телесных наказаний, которые меня воспитывали в детстве. Ничего страшного ни со мной, ни с моими однокашниками не случилось…»
Сингапур – как бы демократическое государство. Но чтобы граждане не голосовали как попало, в избирательных бюллетенях указываются паспортные данные голосующих.
Чтобы сингапурцы становились умнее, Ли Куан Ю принял меры: мужчины, которые женятся на образованных женщинах, получают вознаграждение, а необразованные женщины, которые заводят себе второго ребёнка, платят штраф. Малограмотным настоятельно рекомендуется стерилизоваться в обмен на значительную сумму денег.
Оптимальным считается два ребёнка на семью. Поэтому по вечерам полицейские звонят в семьи, где уже есть двое детей, и напоминают о необходимости принять противозачаточную таблетку или использовать презерватив.
Штраф за плевок на землю, курение в общественных местах, бросание мусора – 500 долларов. Жевательные резинки запрещены.
Гонконг
Эта страна сегодня – самый развитый финансовый рынок с самой свободной экономикой в мире. Расплата за «счастье» – одна из самых продолжительных рабочих недель в мире (50 часов). 12-часовой рабочий день с одним выходным здесь считается почти нормой.
Чтобы понять психологию гонконгского служащего, приведу пример. Мой знакомый, немецкий программист, проходивший стажировку в гонконгской фирме, рассказывал: «Обычный офис. Человек двадцать сидят за компьютерами. Поздний вечер. Никто не собирается уходить домой, потому что и начальство ещё на работе. Вдруг один работник падает без сознания. Коллеги замечают это, испуганно смотрят друг на друга, но никто не встаёт с рабочего места. Наконец мой приятель не выдерживает, подходит к упавшему, щупает пульс – пульса нет. «Надо вызвать «скорую»! – кричит немец. «Подождите, – отвечают коллеги, – сначала надо спросить у начальника». Начальник приказал всем выйти из комнаты. Все послушно разбрелись по домам. Человека, который упал на рабочем месте, с тех пор никто никогда не видел».
В Гонконге нет государственной пенсионной системы. Жизнь стариков, как и в некоторых других странах «азиатского чуда», здесь оплачивают их трудоспособные родственники.
Гонконг – один из самых дорогих городов мира. Из-за дефицита свободной земли квартирки здесь чрезвычайно маленькие, но очень дорогие. Дороже подобных лондонских на 55 процентов.
За чертой бедности здесь находятся 20 процентов населения, при этом Гонконг (после Сингапура) – на втором месте по числу миллионеров.
Тайвань
Четвёртое азиатское чудо, Тайвань, своим стремительным экономическим ростом обязан в первую очередь иммигрантам. После поражения от войск Мао Цзедуна генералиссимус Чан Кайши выбрал своим укрытием именно этот остров. А вместе с ним Китай покинули почти все члены партии Гоминьдан – люди образованные, толковые, предприимчивые и энергичные. Всего около 2 миллионов человек. С собой они прихватили не только интеллект и работоспособность, но ещё и немалый золотой запас Китая, включающий сокровища древних китайских династий, а также ценное промышленное оборудование.
То есть преображение «острова невезения» в «чудо-остров» на Тайване началось не с нуля, а с ведикого притока квалифицированной рабочей силы и денег. А дальше – по «южнокорейской» схеме: финансовая и военная помощь США, цензура, стукачество, работа на износ, искоренение инакомыслия. Сотни тысяч несогласных тайваньцев подвергались арестам, пыткам и казням. А в остальном жизнь острова вполне сравнима с жизнью прочих «азиатских тигров».
Сводя воедино все эти механизмы, можно сказать: для достижения экономического чуда необходимо следующее:
- массированная американская помощь или потакание интересам США в обмен на благоприятные условия для экспорта и инвестиции;
- всеобщая национализация;
- искоренение коррупции и инакомыслия, основанное на доносительстве и смертной казни для провинившихся;
- изнурительный труд населения;
- авторитарный режим (диктатура);
- рабская психология населения.
Марина Гатцемайер-Хакимова
Свежие комментарии