На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Это просто чудо что нашлась её дочь с семьёй и они простили её, непутёвую, бросившую свою дочь ради мужика.Прощение
  • Элеонора Коган
    Душевный рассказ. За  свои ошибки платить надо.Прощение
  • оля стерн
    Странные претензии. Отделились в 90 е а теперь Россия их должна развивать....Нотная тетрадь Та...

Откуда взялась наша традиция снимать обувь при входе в жилище?

"В России принято разуваться", - бытовой момент, который сильно удивляет многих иностранцев, побывавших в нашей стране. В мире снимание обуви при входе в жилое помещение ассоциируется с восточными культурами, прежде всего, японской. Меньше всего они ждут слов "снимите обувь" от европейцев, к каковым относят и россиян. В то же время, манера заходить в дом и даже ложиться на кровать в уличных ботинках - то, что бесконечно продолжает удивлять нас в голливудском кино, да и в обычной жизни западных европейцев и американцев.

Когда же появилось это различие и с чем оно связано?

Картина Серова "Кухня и домком" 1948 года отражает быт коммунальной квартиры. Обратите внимание на обувь персонажей. Представитель домкома вошел в жилье в калошах, а одна из женщин хозяйничает на кухне в уличных туфлях на каблуках.
Картина Серова "Кухня и домком" 1948 года отражает быт коммунальной квартиры. Обратите внимание на обувь персонажей. Представитель домкома вошел в жилье в калошах, а одна из женщин хозяйничает на кухне в уличных туфлях на каблуках. .

Изначально, на Руси существовало две традиции, связанных с ношением обуви. Представители княжеских родов и их дружинники носили дорогую кожаную обувь, которая считалась украшением человека и свидетельством статуса. Зайти в жилое помещение в красных сафьяновых сапогах было совершенно нормально, иначе зачем же они нужны эти сапоги, если их хозяин будет ходить босиком. То, что уличная обувь может испачкать пол, таких людей не волновало - за чистотой было кому следить. Впрочем, иногда князья и члены их семей носили специальную домашнюю обувь - тоже дорогую, украшенную золотым и серебряным шитьем. Подобные драгоценные тапочки сохранились до наших дней.

У крестьян жизнь и ношение обуви были устроены иначе. В теплое время года они ходили босиком, и снимать при входе в избу им было просто нечего. Зимой те же валенки в избе надо было снять обязательно: во-первых, в них было слишком жарко в помещении, а во-вторых, их надо было регулярно просушивать у печки, чтобы они дольше прослужили. В то же время снимать те же лапти, входя в дом, не требовалось. Чистота пола, а, соответственно, ног, была в крестьянской избе понятием относительным. В подавляющем большинстве случаев пол был земляной, и его только подметали от крупного сора, но никогда не мыли. Поэтому натащить грязи или пыли с улицы, которая была точно такой же землей, из какой состоял пол, было затруднительно. Зато у крестьян была привычка мыть ноги после работы со скотом или в поле. Этот момент отражен даже в народных песнях типа "Мыла Марусенька белые ноги".

Картина "Матери" братьев Ткачевых написана в начале 1960-х годов. Мы видим квартиру уже привычного нам типа, в которой все люди в домашней обуви - тапочках.
Картина "Матери" братьев Ткачевых написана в начале 1960-х годов. Мы видим квартиру уже привычного нам типа, в которой все люди в домашней обуви - тапочках. .

При переходе к городскому образу жизни в конце 19, начале 20 века ситуация изменилась. В городском жилье пол был уже не земляной, и затаптывать его грязными сапогами и ботинками было нежелательно. Это, по-прежнему, считалось допустимым, например, в рабочих бараках, но лишь потому, что там просто не было условий для поддержания чистоты и гигиены. А вот мелкие разночинцы, чиновники и простые городские мещане быстро определились, как следует поступать с обувью, заходя в дом: обувь надо снимать, но оставаться в обуви. Парадокс? Вовсе нет. Просто обуви требуется две пары, одна поверх другой.

Да, речь, конечно, о калошах, которые надевали поверх сапог или ботинок. Это сейчас у нас калоши ассоциируются с деревенским образом жизни. В современных селах их носят при той же работе со скотом зачастую на босу ногу. А сто с небольшим лет назад калоши были признаком горожанина. Их было принято оставлять на лестничной клетке у входа в квартиру. Это было немного рискованно, так как существовали калошные воры. Или другой человек мог по ошибке уйти в ваших калошах. Но резинотехническая промышленность тогда уже была достаточно развита, и калоши стоили недорого. Горевать из-за их пропажи было не принято. Кстати, дворяне тех лет калоши не носили. Во-первых, резина закрывала бы их дорогую обувь, которая по-прежнему оставалась статусной вещью, а во-вторых, им не полагалось ходить по грязи или навозу - для перемещения по улицам они располагали конными экипажами, а позже автомобилями.

Революция нанесла удар по сложившейся традиции. Дворяне исчезли, а подражать их привычкам считалось не лучшей практикой. Повсеместно распространилась рабочая манера всюду ходить в сапогах или ботинках, а снимать их только перед сном. Этому способствовал жилищный кризис первой половины 20 века. Города стремительно росли, в них переезжали массы крестьян, чтобы стать нужными для развивающейся промышленности пролетариями. А коммунальные квартиры и общежития не предъявляли строгих требований к чистоте полов. Разуваться же при входе в собственную комнату или при подходе к своей койке - было совсем неудобно.

Крестьянская изба на фотографии конца 19 века. Это явно жилище зажиточной семьи - об этом можно судить по просторному помещению и дощатому полу. Хозяйка ходит по дому босиком.
Крестьянская изба на фотографии конца 19 века. Это явно жилище зажиточной семьи - об этом можно судить по просторному помещению и дощатому полу. Хозяйка ходит по дому босиком. .

По сути, современная массовая привычка снимать обувь при входе в квартиру, возникла относительно недавно и только с появлением этих самых квартир. То есть, в хрущевскую эпоху развития крупнопанельного массового строительства. С дореволюционных времен у наших сограждан впервые появилось в массовом порядке индивидуальное жилье. А традиция городского калошеношения к тому времени была накрепко забыта. Поэтому люди начали разуваться на пороге квартир, чтобы не пачкать свои полы и ковры.

Интересно, что в нашем кино 1950-60-х годов персонажи все еще часто ходят по квартирам в обуви. Это отражение привычек более консервативной интеллигенции, которая, собственно, эти фильмы и снимала. Переобувание в домашние тапочки они считали неуместным в пролетарской стране мещанством. А хождение по квартире босиком - странной крестьянской практикой. Ходить же по жилищу в носках и вовсе было чем-то непредставимым.

Впрочем, к тому времени обувь уже перестала считаться статусным предметом. Она могла быть более дорогой или дешевой, но стала принципиально доступной всем. Встретить в городе хрущевских или брежневских времен босого человека было большой неожиданностью. К нему даже могли подойти и поинтересоваться, что случилось и почему он в таком виде.

В среде городской интеллигенции привычка ходить по жилью в уличной обуви местами сохранялась до конца 20 века. Так что по-настоящему все стали разуваться при входе в жилье не так уж давно - этой массовой традиции в России не более полувека.

Кстати, сейчас, в пандемийные времена, западные европейцы тоже начали снимать обувь, заходя домой. Они, наконец, стали подозревать, что на их знаменитых особо чистых улицах может быть не так уж и чисто :)

.

Картина дня

наверх