На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Баранова
    Как же хорошо,когда все так хорошо кончается!Завещание бабушки...
  • Елена Бреслова
    благодарю!Кеша
  • Александр Гранков
    Автор точно отмечает, что "Этот закон принимался задолго до сегодняшней ситуации, когда Россия еще не была осажденной...А не пора ли нам ...

Откуда взялась наша традиция снимать обувь при входе в жилище?

"В России принято разуваться", - бытовой момент, который сильно удивляет многих иностранцев, побывавших в нашей стране. В мире снимание обуви при входе в жилое помещение ассоциируется с восточными культурами, прежде всего, японской. Меньше всего они ждут слов "снимите обувь" от европейцев, к каковым относят и россиян.

В то же время, манера заходить в дом и даже ложиться на кровать в уличных ботинках - то, что бесконечно продолжает удивлять нас в голливудском кино, да и в обычной жизни западных европейцев и американцев.

Когда же появилось это различие и с чем оно связано?

Картина Серова "Кухня и домком" 1948 года отражает быт коммунальной квартиры. Обратите внимание на обувь персонажей. Представитель домкома вошел в жилье в калошах, а одна из женщин хозяйничает на кухне в уличных туфлях на каблуках.
Картина Серова "Кухня и домком" 1948 года отражает быт коммунальной квартиры. Обратите внимание на обувь персонажей. Представитель домкома вошел в жилье в калошах, а одна из женщин хозяйничает на кухне в уличных туфлях на каблуках. .

Изначально, на Руси существовало две традиции, связанных с ношением обуви. Представители княжеских родов и их дружинники носили дорогую кожаную обувь, которая считалась украшением человека и свидетельством статуса. Зайти в жилое помещение в красных сафьяновых сапогах было совершенно нормально, иначе зачем же они нужны эти сапоги, если их хозяин будет ходить босиком. То, что уличная обувь может испачкать пол, таких людей не волновало - за чистотой было кому следить. Впрочем, иногда князья и члены их семей носили специальную домашнюю обувь - тоже дорогую, украшенную золотым и серебряным шитьем. Подобные драгоценные тапочки сохранились до наших дней.

У крестьян жизнь и ношение обуви были устроены иначе. В теплое время года они ходили босиком, и снимать при входе в избу им было просто нечего. Зимой те же валенки в избе надо было снять обязательно: во-первых, в них было слишком жарко в помещении, а во-вторых, их надо было регулярно просушивать у печки, чтобы они дольше прослужили. В то же время снимать те же лапти, входя в дом, не требовалось. Чистота пола, а, соответственно, ног, была в крестьянской избе понятием относительным. В подавляющем большинстве случаев пол был земляной, и его только подметали от крупного сора, но никогда не мыли. Поэтому натащить грязи или пыли с улицы, которая была точно такой же землей, из какой состоял пол, было затруднительно. Зато у крестьян была привычка мыть ноги после работы со скотом или в поле. Этот момент отражен даже в народных песнях типа "Мыла Марусенька белые ноги".

Картина "Матери" братьев Ткачевых написана в начале 1960-х годов. Мы видим квартиру уже привычного нам типа, в которой все люди в домашней обуви - тапочках.
Картина "Матери" братьев Ткачевых написана в начале 1960-х годов. Мы видим квартиру уже привычного нам типа, в которой все люди в домашней обуви - тапочках. .

При переходе к городскому образу жизни в конце 19, начале 20 века ситуация изменилась. В городском жилье пол был уже не земляной, и затаптывать его грязными сапогами и ботинками было нежелательно. Это, по-прежнему, считалось допустимым, например, в рабочих бараках, но лишь потому, что там просто не было условий для поддержания чистоты и гигиены. А вот мелкие разночинцы, чиновники и простые городские мещане быстро определились, как следует поступать с обувью, заходя в дом: обувь надо снимать, но оставаться в обуви. Парадокс? Вовсе нет. Просто обуви требуется две пары, одна поверх другой.

Да, речь, конечно, о калошах, которые надевали поверх сапог или ботинок. Это сейчас у нас калоши ассоциируются с деревенским образом жизни. В современных селах их носят при той же работе со скотом зачастую на босу ногу. А сто с небольшим лет назад калоши были признаком горожанина. Их было принято оставлять на лестничной клетке у входа в квартиру. Это было немного рискованно, так как существовали калошные воры. Или другой человек мог по ошибке уйти в ваших калошах. Но резинотехническая промышленность тогда уже была достаточно развита, и калоши стоили недорого. Горевать из-за их пропажи было не принято. Кстати, дворяне тех лет калоши не носили. Во-первых, резина закрывала бы их дорогую обувь, которая по-прежнему оставалась статусной вещью, а во-вторых, им не полагалось ходить по грязи или навозу - для перемещения по улицам они располагали конными экипажами, а позже автомобилями.

Революция нанесла удар по сложившейся традиции. Дворяне исчезли, а подражать их привычкам считалось не лучшей практикой. Повсеместно распространилась рабочая манера всюду ходить в сапогах или ботинках, а снимать их только перед сном. Этому способствовал жилищный кризис первой половины 20 века. Города стремительно росли, в них переезжали массы крестьян, чтобы стать нужными для развивающейся промышленности пролетариями. А коммунальные квартиры и общежития не предъявляли строгих требований к чистоте полов. Разуваться же при входе в собственную комнату или при подходе к своей койке - было совсем неудобно.

Крестьянская изба на фотографии конца 19 века. Это явно жилище зажиточной семьи - об этом можно судить по просторному помещению и дощатому полу. Хозяйка ходит по дому босиком.
Крестьянская изба на фотографии конца 19 века. Это явно жилище зажиточной семьи - об этом можно судить по просторному помещению и дощатому полу. Хозяйка ходит по дому босиком. .

По сути, современная массовая привычка снимать обувь при входе в квартиру, возникла относительно недавно и только с появлением этих самых квартир. То есть, в хрущевскую эпоху развития крупнопанельного массового строительства. С дореволюционных времен у наших сограждан впервые появилось в массовом порядке индивидуальное жилье. А традиция городского калошеношения к тому времени была накрепко забыта. Поэтому люди начали разуваться на пороге квартир, чтобы не пачкать свои полы и ковры.

Интересно, что в нашем кино 1950-60-х годов персонажи все еще часто ходят по квартирам в обуви. Это отражение привычек более консервативной интеллигенции, которая, собственно, эти фильмы и снимала. Переобувание в домашние тапочки они считали неуместным в пролетарской стране мещанством. А хождение по квартире босиком - странной крестьянской практикой. Ходить же по жилищу в носках и вовсе было чем-то непредставимым.

Впрочем, к тому времени обувь уже перестала считаться статусным предметом. Она могла быть более дорогой или дешевой, но стала принципиально доступной всем. Встретить в городе хрущевских или брежневских времен босого человека было большой неожиданностью. К нему даже могли подойти и поинтересоваться, что случилось и почему он в таком виде.

В среде городской интеллигенции привычка ходить по жилью в уличной обуви местами сохранялась до конца 20 века. Так что по-настоящему все стали разуваться при входе в жилье не так уж давно - этой массовой традиции в России не более полувека.

Кстати, сейчас, в пандемийные времена, западные европейцы тоже начали снимать обувь, заходя домой. Они, наконец, стали подозревать, что на их знаменитых особо чистых улицах может быть не так уж и чисто :)

.

Картина дня

наверх