Его негромкий, почти тихий, голос, мягкая интонация, как будто тебя никто не собирается ни в чем убеждать или переубеждать, а просто ведет неторопливый и задушевный разговор:
С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки –
В тайге мороженого нам не подадут. ..
Разговор о геологах, палатках, о том, как "над рекой встает рассвет", летчиках, друзьях, Сереге Санине, который чуть-чуть не дотянул до взлетной полосы, о сержантах, маленьких радистах, людях, их буднях, и ни грамма политики. 60-е годы, романтическая пора, когда казалось, что счастье близко, счастье около.Тепла в песнях Визбора хоть отбавляй... Заезженные до дыр, превратившиеся в штамп бардовской песни, слова, которые нынче поют хором:
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каким краях
Встретимся с тобою...
А ведь хором такие песни не поют, эти слова обращены к одной, единственной, и многоголосый хор тут совсем ни при чем. Откуда столько тепла? Вроде бы время суровое, предвоенное: "Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах"
Двадцатилетнюю матушку будущего поэта, Марию Шевченко, привез в Москву из Краснодара "молодой, вспыльчивый и ревнивый командир, бывший моряк Юзеф Визборас". В 1937-м Визбораса, который стал Визбором, отправили в края не столь отдаленные.
Первое стихотворение Юра написал в четырнадцать лет "под влиянием „большой принципиальной любви“ в пионерском лагере". Однако тетрадку с виршами вожатого обнаружила матушка и провела тщательное расследование по поводу "прежних дней".Вообще Визбор хотел стать футболистом или лётчиком. Но поступил на филфак МГПИ имени Ленина. Причем тоже, как это явствует из его биографии, почти случайно: "Мы приехали на Пироговку, и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка".МГПИ имени Ленина – самый певучий факультет Москвы. МГПИ – колыбель поэтов, прозаиков, журналистов, кого угодно, только не учителей. Вот и Визбор по окончании учебы и службы в армии стал журналистом. Но пока первокурсник Визбор сочиняет свою первую песню - "Мадагаскар".
Чутко горы спят,
Южный Крест залез на небо,
Спустились вниз в долины облака,
Осторожней, друг,
Ведь никто из нас здесь не был,
В таинственной стране Мадагаскар…
Романтика, молодость, летящая на крыльях мечты, позволили совместить журналистику, альпинизм, горные лыжи, кино, любовь, песни. По сценариям Визбора снято и несколько художественных фильмов: “Год дракона”, “Капитан Фракасс”, “Прыжок” и, конечно, “Завтрак с видом на Эльбрус”. Впрочем, в кино он снимался до обидного мало. Хотя его послужной список довольно внушителен: "Июльский дождь", "Красная палатка", "Начало", "Семнадцать мгновений весны"(играл роль Бормана)и т.д. Но пора романтизма, как и молодость прошла довольно быстро. Однако Визбор не унывал, - он ушел в горы, причем в буквальном смысле:
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край...
Прожил он мало - 50 лет. Впрочем, трудно себе представить, как бы он вписался в сумасшедший перестроечный темп. Визбор ушел, но с нами остались его 300 песен. С нами осталось тепло его большого сердца. Его задушевный голос, который никого не собирается ни в чем убеждать, а словно успокаивает:
Спокойно, дружище, спокойно,
У нас еще все впереди…
"Ты у меня одна" - поет Юрий Визбор, кадры из фильма «Городской романс», 1970 г.
Ты у меня одна, словно в ночи луна,
Словно в степи сосна, словно в году весна.
Нету другой такой, ни за какой рекой,
Нет за туманами, дальними странами.
В инее провода, в сумерках города,
Вот и взошла звезда, что бы светить всегда.
Что бы гореть в метель, что бы стелить постель,
Что бы качать всю ночь у колыбельной дочь,
Вот поворот какой делается с рекой,
Можешь отнять покой, можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги, можешь любить других,
Можешь совсем уйти, только свети, свети.
Свежие комментарии