На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Скромное обаяние толерантности


До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости.
"Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению"(Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV.).


К истокам толерантности

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости".
Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".


В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

     Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

     Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский (Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.) предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
 "К сожалению, толерантность у нас становится неким прикрытием равнодушия к смешению добра и зла, требованием терпеть откровенные проявления зла в этом мире, нарушение заповедей Божиих. И в этом смысле христианское сознание не может признать толерантность, которая призывает к терпению к нарушению заповедей Божиих. Такая толерантность – это своего рода тоталитаризм, который обязывает человека быть равнодушным к проявлению в этом мире зла", – заявил в интервью "Русской линии" настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя празднование Международного дня толерантности (терпимости), который отмечается сегодня в России и во всем мире.
 Так к толерантности относится современная православная церковь. А как вы относитесь к толерантности? Что для вас толерантность в свете праздника Прощенное воскресенье? Способны ли терпимо относиться к иному мнению, к иным взглядам и вероисповеданию? Способны ли понять и принять, что понятие добра и зла может быть иным, отличным от вашего?

Попросить прощения, для меня, не сводится к формальному акту покаяния. Для меня попросить прощение, значит принять точку зрения другого как возможную реальность и покаяться в своей категоричности, которая нанесла обиду другому. Поэтому прошу прощения, если кому-то я наношу обиду, высказывая свою точку зрения. Я не претендую на истину в последней инстанции. Я только высказываю свое мнение. Сколько людей столько и мнений. И я только маленькая часть этого большого и прекрасного мира.

наверх