Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы. Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей. В семье Далей была также старшая дочь — Ираида.
Существует версия, что Олег Даль — правнук в пятом колене писателя Владимира Даля по побочной линии.
Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.
На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова.
По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов,Виталий Соломин.
В 1961 году Олег Даль был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН. Был приглашён на эту должность режиссёром КВН — Беллой Сергеевой.
Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не родилось.
В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако однодневный брак вскоре распался.
Второй женой была актриса Татьяна Лаврова.
В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (19 августа 1937—21 мая 2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.
В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“».
Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном» (тем не менее, фильм часто показывали на периферии, и он пользовался большой популярностью в народе).
Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала теперь уже вся страна, включая обе столицы. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
Театр и кино
Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино).
В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана.
В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком.
Спустя годы об этой роли восторженно отзывались коллеги Даля по цеху, работавшие вместе с ним в театре и на телевидении — Михаил Козаков и Константин Райкин.
У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса.
Он часто менял творческие коллективы и режиссёров.
В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола.
В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции.
11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он один раз (31 декабря 1980) вышел на сцену в роли Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).
В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров, он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения.
Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе, и которые он считал халтурными и далёкими от подлинного искусства.
Олег Даль скончался 3 марта 1981 года, на сороковом году жизни, в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (ныне гостиница «Ника», по улице Довженко, 16), во время творческой командировки. Ему предстояли кинопробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссёра Николая Рашеева.
Похоронен 7 марта на Ваганьковском кладбище Москвы.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался.
Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков.
Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.
В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.
…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.
— Анатолий Эфрос, Книга четвёртая
Эдвард Радзинский так отзывался о нём:
Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…
Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.
Театральные работы
Почтовая карточка, выпущенная к 75-летию со дня рождения Олега Даля.
Московский театр «Современник»
- 1963 — «Голый король» Е. Л. Шварца — Генрих
- 1963 — «Старшая сестра» А. М. Володина — Кирилл
- 1963 — «Белоснежка и семь гномов» О. П. Табакова и . Е. Устинова — Гном Четверг
- 1963 — «Вечно живые» В. С. Розова — студент Миша
- 1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — маркиз Брисайль
- 1965 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова — Игорь
- 1966 — «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману И. А. Гончарова — Поспелов
- 1967 — «Декабристы» Л. Г. Зорина — эпизод
- 1968 — «На дне» М. Горького. Режиссёр — Галина Волчек — Васька Пепел
- 1969 — «Вкус черешни» А. Осецкой — Мужчина
- 1973 — «Балалайкин и К°» М. Е. Салтыкова-Щедрина, пьеса С. В. Михалкова — адвокат Балалайкин. Постановка Г. А. Товстоногова
- 1974 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина — Гусев
- 1974 — «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова — Камаев
- 1974 — «Из записок Лопатина» К. М. Симонова — Гурский
- 1974 — «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек и М. С. Микаэлян — Магиаш. Постановка Галины Волчек и Олега Даля (1969)
- 1976 — «Вечно живые» В. С. Розова — Борис Фёдорович Бороздин
- 1975 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Сэр Эндрю Эгьючик. Постановка П. Джеймса (Англия)
Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола
- 1972 — «Выбор» А. Н. Арбузова — Двойников. Режиссёры Олег Даль и Р. А. Сирота
Московский драматический театр на Малой Бронной
- 1977 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Алексей Николаевич Беляев. Постановка А. В. Эфроса
- 1977 — «Веранда в лесу» И. Дворецкого — Челознов. Постановка А. В. Эфроса
Московский Малый театр
- 1980 — «Берег» Ю. В. Бондарева — Алекс
- 1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
- 1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
- 1963 — Первый троллейбус — Сеня
- 1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
- 1966 — Строится мост — Юлиан
- 1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
- 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский
- 1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
- 1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
- 1970 — Король Лир — шут
- 1971 — Тень — Учёный и его Тень
- 1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
- 1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
- 1973 — Пожар во флигеле — скульптор
- 1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула (озвучивает С. С. Юрский)
- 1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
- 1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
- 1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
- 1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
- 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
- 1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
- 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
- 1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
- 1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
- 1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор школы
- 1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, инженер
- 1979 — Приключения принца Флоризеля (ТВ) — принц Флоризель
- 1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец
- 1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик
- 1973 — Чацкий — это я! — Александр Андреевич Чацкий
- 1976 — Сказки Андерсена (учебный)
- 1978 — Сказки Салтыкова-Щедрина (учебный)
- 1980 — Поэзия Лермонтова (учебный)
- 1969 — Ждите моего звонка — Гремин, поручик
- 1969 — Удар рога — Хосе Альба
- 1971 — Два Веронца — Валентино
- 1974 — Ночь ошибок — Чарли Марлоу
- 1974 — Домби и сын — Каркер
- 1975 — Страницы журнала Печорина — Григорий Александрович Печорин
- 1975 — Военные сороковые — исполнение песни «Эх, дороги»
- 1977 — Трубка коммунара — чтение произведений И. Г. Эренбурга
- 1979 — Острова в океане — посыльный
- 1979 — На стихи Пушкина — чтение стихотворений и исполнение песен
- 1962 — Деловые люди — В. В. Паулуса (Акула Додсон)
- 1970 — Дорога на Рюбецаль — В. Г. Смирнитского (Бельчик)
- 1973 — Дверь без замка — А. Минина (стройотрядовец)
- 1975 — Альтернатива (документальный фильм Б. Загряжского об искусственном разуме) — голос ведущего за кадром[18]
- 1978 — Короли и капуста — (Пол)
- 1978 — Расмус-бродяга — А. Л. Филозова (Оскар «Перекати-поле»)
- 1978 — Как тоску одолели (мультфильм) — (веселый мастер)
- 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Виктора Евграфова (профессор Мориарти)
Документальные фильмы об О. Дале
- 1991 Кинопортрет. Олег Даль.
- 1995 Чтобы помнили… Олег Даль (Фильм 11)
- 2004 Больше, чем любовь. Олег и Лиза
- 2004 Мой серебряный шар. Олег Даль
- 2005 Кино которое было. ПИКе Даля
- 2005 Инородный артист. Олег Даль
- 2005 Пёстрая лента. Плохой хороший человек
- 2006 Как уходили кумиры. Олег Даль
- 2006 Последние 24 часа. Олег Даль
- 2008 Тайные знаки. Олег Даль. Не собираюсь жить
- 2010 «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Не долюбила, не дожила…
- 2011 Острова. Олег Даль
- 2011 Олег Даль. Между прошлым и будущим
https://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,_Олег_Иванович
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
1963 ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СОМНЕВАЕТСЯ
1965 СТРОИТСЯ МОСТ
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША»
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА
1968 СОЛДАТ И ЦАРИЦА
1970 КОРОЛЬ ЛИР
1971 ТЕНЬ
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА
1973 ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ, ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ
1974 ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
1974 ДОМБИ И СЫН (фильм-спектакль)
1974 НОЧЬ ОШИБОК (фильм-спектакль)
1975 ВАРИАНТ «ОМЕГА»
1975 ГОРОЖАНЕ
1975 ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ
1975 НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
1975 НОЧЬ ОШИБОК
1976 ОБЫКНОВЕННАЯ АРКТИКА
1977 В ЧЕТВЕРГ И БОЛЬШЕ НИКОГДА
1977 ЗОЛОТАЯ МИНА
1977 КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
1977 ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ
1978 ОСТРОВА В ОКЕАНЕ
1978 РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА
1979 ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ
1979 ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ
1980 МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО
1980 НЕЗВАНЫЙ ДРУГ
http://www.emigrantka.com/aktery-i-rezhissery/oleg-dal-filmo...
Такая непростая судьба, сложный характер, пагубные привычки, трагическое восприятия мира, и вместе с этим очень тонкая и хрупкая натура сочетались в одном человеке. Как ни странно, при наличии поразительного таланта, огромной фильмографии, зрительского признания и уважение коллег Олег Даль не успел стать Народным артистом и ни разу не получал премий и наград. Но это не помешало актеру навсегда врезаться в память всем зрителям советского кинематографа, и стать актером с большой буквы.
Свежие комментарии