На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вадим Кузнецов
    Российская практика правоприменения. Процент оправдательных приговоров. Та ситуация, когда для государства жизненно н...Посадите моего па...
  • Лев Сивохин
    Вопрос с мигрантами надо решать жестко, иначе нас ждет что-то более страшное что было в войне  на Северном Кавказе.Они не должны был...
  • Наталья Бушуева
    Смертная казнь! И нам не надо этих сволочей содержать пожизненно!Новые неожиданные...

Гении сталинских шарашек. Даже в лагерях учёные совершали прорывы в науке

Андрей Туполев

В сталинскую эпоху именно в КБ тюремного типа создавали новые виды техники и вооружений. Их разговорное название «шарашка» произошло от выражения «шарашкина контора», обозначавшего в годы нэпа какую-либо несерьёзную организацию. Но в КБ, подчинявшихся НКВД, всё было более чем серьёзно.

Дмитрий Григорович

Авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям

Возглавил самое первое КБ закрытого типа, организованное в декабре 1929 г. в Бутырской тюрьме. Перед заключёнными поставили задачу - «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов». «В кратчайший срок» - означало «к весне». Группа создала истребитель И-5, первый прототип которого назвали ВТ-11 (ВТ - «внутренняя тюрьма»). Он поднялся в небо 29 апреля 1930 г., а в августе был запущен в серийное производство. И-5 стоял на вооружении ВВС около 9 лет.

Конструкторов Д. Григоровича и Н. Поликарпова (его вклад не менее значим) после этой работы выпустили на волю.

Андрей Туполев

Авиаконструктор, академик АН СССР

Был арестован 21 октября 1937 г. Находясь в заключении, работал в закрытом ЦКБ-29, которое получило название «туполевская шарага». В годы войны в нём трудились 17 главных авиаконструкторов, а вместе с вольнонаёмными сотрудниками - 1,5 тыс. человек. В ЦКБ-29 разработаны самолёты Пе-2 и Пе-3, ДВБ-102 и легендарный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2.

Приговорён к 15 годам, но с началом войны оссввообождён.

Сергей Королёв

Инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики

Его звёздный час выпал на послесталинские годы, но маховик репрессий прошёлся по нему сполна. Королёв был арестован 27 июня 1938 г. по доносу. Осуждён на 10 лет. Провёл 8 месяцев на Колыме, был возвращён в Москву и направлен в «туполевскую шарагу». Под руководством Туполева участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Затем его перевели в ОКБ-16, где он работал над ракетными двигателями. В 1943 г. Королёв стал главным конструктором группы реактивных установок, а в 1946 г. - главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного для разработки баллистических ракет дальнего действия.

Освобождён в 1944 г., полностью реабилитирован в 1957 г.

Лев Термен

Инженер, изобретатель

Стал известен после изобретения электромузыкального инструмента терменвокса в 1920 г. Арестован в 1939 г., обвинялся в подготовке убийства Кирова. Около 8 лет проработал в «туполевской шараге» (Королёв был его ассистентом). Создавал подслушивающие системы и устройства - например, считывающие вибрации стекла в окнах прослушиваемых помещений. Одно такое устройство было вмонтировано в деревянное панно, подаренное послу США Авереллу Гарриману, - он повесил его в своём кабинете. «Жучок» обнаружили лишь спустя 7 лет, но принцип его действия долго оставался неразгаданным.

Лев Термен был реабилитирован в 1947 г., но продолжал работать в закрытых КБ.

Валентин Глушко

Инженер, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения

Арестован в марте 1938 г. Сначала трудился в шарашке при Тушинском авиамоторном заводе, где разрабатывал газогенератор для двигателя быстроходной морской торпеды. В 1940 г. переведён в Казань, где при авиационном заводе была организована спецтюрьма ОКБ-16, или «шарага по ракетным двигателям». Под руководством Глушко инженеры занимались разработкой авиационных моторов, в том числе реактивных.

Работы по созданию первого реактивного авиадвигателя (РД-1) были признаны успешными, и Берия предложил Сталину освободить 35 особо отличившихся специалистов ОКБ-16. В августе 1944 г. Глушко вышел на свободу.

Яков Фишман

Учёный-химик

В 1940 г. приговорён к 10 годам лагерей. В заключении работал по специальности в одной из шарашек при НКВД. Группа под его руководством разработала новую модель противогаза.

В 1955 г. был полностью реабилитирован и восстановлен в партии.

источник

Картина дня

наверх