Свежие комментарии

  • ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
    Для тех кто хочет получить знания - Да это тоже учеба! Но требует другого подхода. Потому и нужны эти проверочные раб...В школах осенью п...
  • Марина Петрова
    Вы сами то верите, что учеба по интернету-это действительно учеба?В школах осенью п...
  • ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
    Еще можно так: Отогнуть нижние ветки смородины к земле, прижать доской. И оставить на зиму к весне они укоренятся. Ра...Август – лучшее в...

Блудный ас. Александр Зуев

31 год назад образцовый советский лётчик усыпил товарищей и угнал МиГ-29 в Турцию

Блудный ас. Александр Зуев

Об угонах гражданских самолётов в СССР говорили немного или вовсе стыдливо помалкивали. Пытавшихся вырваться на свободу советских граждан за всю историю существования Союза было немало. Но если в 50-е годы предприняли всего 4 попытки «свинтить» из СССР, то в 60-е их было уже 7. В 70-е годы из страны развитого социализма пытались удрать, захватив воздушные суда, целых 33 раза. В 80-е предприняли уже 57 попыток угона (из них 33 совершены в 1990-м).

Что любопытно? Гражданские угонщики были неудачниками. Они мгновенно нарекались воздушными пиратами. Их отчаянные попытки, в основной своей массе, были обречены на провал. Если даже советский самолёт садился где-нибудь в Стокгольме, а не в Ростове-на-Дону, их ждали длительные сроки. Ну, а если границы СССР пересечь не удалось, и вместо Берлина самолёт приземлялся в Воронеже, то самый гуманный суд в мире «прописывал» возжелавшим пожить на Западе «пятнашку» или расстрел.

Побеги военных лётчиков часто бывали успешными

Немудрено! Ведь угонщиком в этом случае был сам пилот, который на Западе мгновенно становился героем дня, сделавшим, несмотря на коммунистически-патриотическую промывку мозгов в лётном училище, правильный выбор в пользу проверенных западных ценностей.

Одним из самых оригинальных беглецов из числа военных лётчиков был 27-летний Александр Михайлович Зуев, от которого никто не ждал такого решительного поступка.

В 1982-м Саша блестяще окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков и был направлен в 176-й истребительный полк, который располагался в солнечной Грузии.

Люди, которые служили вместе с Зуевым, называют противоположные черты характера этого любопытного персонажа. Лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев, свидетельствует о нём, как об упорном и целеустремлённом парне. Другие говорят, что Зуев был заносчивым карьеристом и хотел поскорее вырваться из «дыры», в которой служил. Так нелестно он называл аэродром «Миха-Цхакая», с которого взлетал на истребителе 3-го поколения МиГ-23.

Сам факт того, что молодому лётчику доверили полёты на самолётах МиГ-23, говорит о многом. Машина в управлении и обслуживании была очень непростой, обладала крылом переменной стреловидности. Для того чтобы управлять ею требовалась определённая квалификация, знания, опыт. Всё это было у Александра Зуева, которому фартило и в личной жизни. Многие называли его везунчиком за то, что парень женился не на ком-нибудь, а на дочери начальника штаба авиадивизии. Этот факт ставил жирный плюсик рядом с хорошей квалификацией, приобретёнными знаниями и целеустремлённостью. Всё «шептало» о том, что Зуев сделает хорошую карьеру и выйдет на пенсию генералом.

Александру Зуеву одному из первых доверили штурвал самого лёгкого в советской военной авиации истребителя МиГ-29. Он был несказанно рад этому. Процесс освоения этого чуда советской техники требовал времени. Это значило, что в Афганистан, где уже варилась серьёзная каша, Зуева не пошлют. А оказаться в эпицентре боевых действий ему очень не хотелось.

С молодой женой у Зуева не заладилось. Возникали частые конфликты, связанные то ли с излишней подозрительностью благоверной, то ли с тем простым фактом, что лётчик оказался любвеобильным парнем, опрометчиво заведшим интрижки на стороне. Надо ли говорить, что тесть имел все рычаги управления для того, чтобы осадить обнаглевшего зятя, который плохо обращается с его дочерью?

Семейные проблемы мгновенно стали отбиваться на карьере молодого пилота. По одной из версий, его отстранили от полётов, попеняв на морально-нравственные качества. По другой — история о том, что Зуев был бабник, наставлявший рога дочке командира дивизии, появилась уже после того, как Александр бежал на Запад с целью очернить облик предателя.

Разлучённый с небом ас, который имел уровень подготовки существенно выше, чем его среднестатистические товарищи, продолжавшие благополучно летать, швырнул рапорт об уходе по состоянию здоровья. Его уговорили задержаться. Но допускать к полётам, судя по всему, не спешили.

Александр метнулся в Жуковский — город, который в ту пору был не совсем открыт, и попробовал поступить во ШЛИ (школу лётчиков-испытателей). Жил в общежитии школы целую неделю, готовился. Но опять же, версий две. По одной из них в тот год банально не было набора, по другой – папа супруги поднял трубку. И молодому человеку цинично порекомендовали полетать ещё (прежде чем претендовать на поступление в школу испытателей, о которой он мечтал).

И Зуев изменился. Возможно, даже пережил нервный срыв, осознав, что его методично скручивают в бараний рог, закрывая путь в небо. Сослуживцы позже будут припоминать, что он начал интересоваться жизнью на Западе, которая подавалась советскими СМИ в невыгодном свете, как общество тотальной несправедливости. Но стоявшие в очереди за туалетной бумагой граждане Советского Союза уже догадывались, что несправедливость творится именно здесь, в чертогах страны развитого социализма.

Блудный ас. Александр Зуев

Зуев прекрасно понимал, что в сложившихся предлагаемых обстоятельствах, ему светят только жизнь со сварливой генеральской дочкой и прозябание в «авиационных дырах», вроде грузинского Цхакая. Кстати, в 1989-м этому городу вернут историческое название, Сенека.

В мае 1989 года супруга Зуева, уставшая от жизни с блудным асом, была на сносях. Из солнечной Грузии она уехала рожать к маме, в Украину. И Зуев решился на шаг, который иные вполне могли посчитать безумием, но…

Всё было спланировано до мелочи

В преддверии побега на Запад Александр решил «проставиться ребятам». Некоторое время он скупал в близлежащих аптеках снотворное, жалуясь фармацевтам на проблемы со сном.

А затем принялся печь торт, от души пичкая его снотворным. Существует версия, согласно которой Зуев планировал своих сослуживцев «отблагодарить за сотрудничество» более радикально и раздобыл цианид, который, смешавшись со сладким, не возымел должного эффекта. Но где мог советский лётчик-истребитель достать цианид? Байки.

Так или иначе, 20 мая капитан Александр Зуев, заступив на вечернее дежурство на аэродром, предстал перед дежурным звеном со словами:

«Ребята, у меня родился сын!»

Не сказать, чтобы он совсем уж врал. Его жена, действительно, собиралась рожать и родила через несколько дней после инцидента в Украине. Однако на дворе был 1989 год. Никто из присутствовавших на «банкете в честь рождения сына» не мог ни подтвердить, ни опровергнуть факт рождения ребёнка.

Зуев лихо резал всем по кусочку и по понятным причинам хотел, чтобы досталось каждому. Увы, каждому не досталось. К своему счастью остались без угощения часовой, два механика и командир эскадрильи.

Убедившись в том, что коллеги, слопавшие торт, уснули беспробудным сном, капитан Зуев на правах дежурного руководителя полётов направился к истребителям МиГ-29. Молодой часовой, заступивший на пост, решил действовать по строго уставу и преградил советскому соколу дорогу.

— Не положено, товарищ капитан.

Зуев опешил, не ожидая, что салага, на плече которого болтался АК-47 посмеет препятствовать командиру. Но время дежурства часового подходило к концу. Его сменил не менее принципиальный чеченец, поднявший вопрос о том, почему дежурное звено спит и видит десятый сон. Устав церемониться, Зуев попытался разоружить кавказца, достав свой пистолет. Чеченец вскинул автомат и выпустил рожок.

Зуев родился в рубашке. Одна из пуль задела его правую руку, вторая отрикошетила, оцарапав голову. Пока поднимали тревогу, Саша опрометью метнулся к фронтовому истребителю. Сумел — менее чем за минуту! — сорвать заглушки с воздухозаборников, чехол с фонаря. Не забыл он и про колодки, а вот разблокировать пушку запамятовал.

Поэтому подняв МиГ-29 в воздух, не смог расстрелять стоявшие на земле самолёты, как планировал, чтобы исключить погоню. На бреющем полёте, в 50 метрах над землёй Александр развернулся в сторону Турции и погнал в расположенный на берегу Чёрного моря турецкий город Трабзон. Лететь было 10 минут.

Поднятый по тревоге спустя минуту истребитель не смог догнать МиГ-29 Зуева. У самой границы ПВО получили шанс сбить перебежчика. Но… выстрелить не смогли. Речь вовсе не о том, что в своего, пусть и предателя, стрелять было зазорно. Система распознавания «Свой-Чужой» идентифицировала истребитель МиГ-29 как не подлежащий уничтожению самолёт. И автоматика заблокировала попытку оборвать мечты Зуева.

Развив скорость 1000 км/ч, Александр Зуев стремглав примчался в Трабзон. Когда он вылезал из самолёта на турецком аэродроме, к нему бежали охранники с автоматами наперевес, с ужасом смотревшие на красные звёзды МиГ-29

— I am American! – заорал им, что есть мочи Александр Зуев, спасая ситуацию и готовя почву для встречи с дипломатическим представителем США.

Огонь открывать не стали.

***

На встрече с американским консулом, примчавшимся в Трабзон, Александр Зуев представился «антисоветчиком со стажем».

Блудный ас. Александр Зуев

Оказалось, что в коммунистических идеалах он разочаровался ещё в 1983 году, когда наши сбили южнокорейский Boeing. Его неверие в то, что в этой стране стоит оставаться, многократно усилилось, когда случилась авария на ЧАЭС. Ну, а последней каплей стала трагедия, случившаяся 9 апреля 1989 года, когда бездарный разгон мирного митинга в Тбилиси привёл к многочисленным жертвам.

Американцев интересовал не столько Зуев, сколько уникальный самолёт, на котором он прилетел. Но турки, не хотевшие ссориться с русскими, отправили его от греха подальше на следующий день обратно в Советский Союз. Без Зуева, конечно. Александр поехал в турецкий госпиталь на лечение. После он предстал перед турецким судом, который признал его политическим беженцем и никакого наказания назначать не стал.

Блудный ас. Александр Зуев

Вскоре Зуев перебрался в США, где на допросах из него выжали все необходимые сведения. Александр был удостоен американского гражданства, получил работу, о которой давно мечтал: не только летал, но и консультировал американских ястребов перед операцией «Буря в пустыне». Потом издал книгу о причинах побега из СССР.

Век перебежчика был недолог. Александр Зуев погиб в 2001 году, в ходе тренировочного полёта. Что примечательно? Он разбился в 160 километрах от Сиэтла на Як-52 – самолёте страны, из которой так лихо бежал. Не исключено, что к ликвидации Зуева приложили руку не советские, но российские спецслужбы. Их практика ликвидации предателей в любой точке мира с распадом СССР не прекратилась.

Такая история.

 

текст  Андрей Карелин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх