На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Первый АВТОмобильный
    Добрый день у меня транспортная в интернете 1 АВТОмобильный телеканал https://1autotv.usite.pro/live.html меня т...Первый автомобиль...
  • Татьяна Шкаруба (Баландина)
    А почему ничего не говорят про Шойгу? Неужели начальник не ведал, что творят его замы? Потихонечку спрятался и вроде ...Главного кадровик...
  • Татьяна Шкаруба (Баландина)
    Ну, наконец-то! Раньше эстрадные артисты были носителями культуры, морали, законодателями моды, а теперь одна пошлост...Бузова, сама того...

Гений комедии - 3

Секрет семейного счастья.

Прожив с Ниной Гребешковой 40 лет, в конце жизни Гайдай признался: "Мне с тобой очень повезло... Что бы я ни делал, тебе все нравится".

Секрет семейного счастья был прост - похоже, даже в молодые годы Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. Она никогда не просила мужа, чтобы он снимал ее в своих фильмах.

Но если предлагал, не отказывалась.

 

Был случай, на Киевской киностудии предложили главную роль, а муж как раз начал съемки "Кавказской пленницы", где Нине Павловне предстояло сыграть всего ничего - врача-психиатра. Что она выбрала, известно. Об украинском же фильме знают, вероятно, только его создатели.

"Каким был Леня? Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно", - говорит теперь Нина Гребешкова. Со стихотворением Ярослава Смелякова "Про девочку Лиду", которое Демьяненко читал Селезневой, Гайдай поступал во ВГИК.

 

Ухаживая за будущей женой, как и Шурик, много рассказывал - о фронте, родном Иркутске. Они ходили пешком из института до Гагаринского переулка, где жила Нина (так зовут и героиню комедии), он неизменно опаздывал на последнюю электричку, а когда спустя несколько дней Гребешкова высказала ему по поводу несвежей рубашки, Гайдаю ничего не оставалось, как сделать ей предложение.

И она вышла за него - не красавца, болезного, худого. Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тете Насте, Гайдай не понравился. "Что, пострашнее не было?" - не сдержалась она. А мама предупредила: "Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки".

 

Леонид Иович был большим наивным ребенком, совершенно неприспособленным к быту. Казалось, ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина - ее всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать на кооператив, снималась на Алма-Атинской студии, там платили больше.

Сама же потом делала ремонты. "Зачем? - вопрошал муж. - У нас и так все хорошо!.. Ну, тебе это надо? Делай!" И она бежала в магазин за краской и обоями. "Нинок! У тебя там лампочка перегорела", - обращался Гайдай к жене, имея в виду настольную лампу на... своем рабочем столе. "Нинок! По-моему, у тебя в машине что-то капает", - говорил он о "Жигулях". И так 40 лет.


С дочкой Оксаной. Мамой актриса стала в 1956-м году

Н.Гребешкова: "Равнодушный к званиям, он имел их все - до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: "Слушай, меня опять записали на какую-то цацку".

Он не понимал, зачем артисту вообще звания. Как их можно просить? И он меня в какой-то мере воспитал. Если заслуживал - то дадут. А сама я хлопотать не буду... Зачем? Я от этого ни лучше, ни хуже не стану...".

 

Последние годы жизни.

О последних годах жизни Гайдая вспоминает Нина Гребешкова: "Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал - на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причем он курил.

Но он был счастливый человек - жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты или на "одноруких бандитах". Он проигрывал огромное количество денег.

- Леня! Так никто не живет! - пыталась я остановить его. 
- Как никто? Я так живу. 

Бороться было бесполезно. К тому же я всегда работала сама, и у меня водились свои деньги... В 93-м году Волович и Инин написали для него комедийный сценарий о подводной лодке. Но вдруг он сказал: "Ребята, я, наверное, не смогу..."

В 70 лет у него началось воспаление легких... Сначала было плохо - в легких накапливалась жидкость. Потом он уже лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала.

И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело... Я с ним. Он вздохнул - и все. Прибежали врачи, надели маску... Все бесполезно. Он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии - оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал сердечной аритмией. Спасти его было невозможно".

 

Практически мало кем замеченная смерть Гайдая в 70-летнем возрасте словно подвела печальный итог его карьеры последних лет.

Буквально сразу после этого ухода началась переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.

Леонид Гайдай отличался интеллигентностью и скромностью. Он полностью посвятил себя киноискусству, в его жизни не было места публичным дрязгам и скандалам. Люди, которые знают и помнят режиссера, отзываются о нем исключительно с уважением…


Могила Леонида Иовича Гайдая.

Юрий Никулин о Леониде Гайдае

Мне повезло, что в то время, когда Леонид Гайдай собирался снимать фильм «Пес Барбос и необыкновенный кросс», я работал в Москве. Тогда Гайдай уже задумал своих героев — Труса, Бывалого и Балбеса. Любопытно, что у него было несколько Бывалых, и он сперва утвердил на эту роль известного актера Ивана Любезнова.


Но сниматься пришлось Евгению Моргунову. Ибо Любезнов в последний момент отказался от роли, сказав, что это не его возраст и он не может бегать как угорелый от собаки.

 

...Так началась моя дружба с Леонидом Гайдаем. Работа над фильмом «Пес Барбос и необыкновенный кросс» шла легко, доставляла удовлетворение. Было снято огромное количество полезного материала. И Гайдай проявил великое мужество, вырезая из картины огромные куски.

Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из кусков было много смешного. Казалось, что от вынужденных купюр ломались эпизоды. Но купюр требовал лаконизм. Юмор не может быть растянутым. Если длинно, то все идет насмарку.

Короткий юмористический фильм — это как анекдот, где основа — неожиданность, точность и лаконизм.

До сих пор помню съемки. Мы убегали от собаки, врезались в стадо, и я оказывался на козле, Вицин на быке, а Моргунов сшибал стадо овец. Хохот стоял в студийном кинозале при просмотре неописуемый. Но... пришлось все это вырезать.

Требования формы и жанра картины диктовали особый ритм, свои размеры. Лента получилась короткой, и уверен, что если бы ее растянули на две части, она стала бы хуже. Вот «Самогонщики» были сняты на две части, и получилось не то. Кажется, все было: смешные трюки, хорошая актерская работа, а не то. Не так смешно.

 

Мне пришлось побывать в одной из скандинавских стран. Там нас принимал посол. Он дал обед, на котором присутствовали многие иностранные гости. А затем, в перерыве, повел меня в свой кабинет, открыл сейф и вытащил коробку с пленкой. Я подумал, что это, наверное, какая-нибудь уникальная кинохроника. Ошибся.

Посол сказал: «Это ваш »Пес Барбос«. Я храню его, как золото. Приходят ко мне промышленники. Мне с ними нужно договариваться о делах, а я сначала показываю им эту картину. Они, конечно, смеются, хохочут, а потом разговор о делах идет легче, более споро».

...В гайдаевских картинах я уже чувствовал себя актером бывалым. Правда, однажды, когда я был в Ленинграде, меня вызвали на «Ленфильм». Предложили встать на актерский учет. Причем сообщили, что запишут меня как актера-эпизодника.

 

Я спросил: «Почему же как эпизодника?» Оказывается, есть такая категория актеров: способных играть хорошо, даже блистательно, но только эпизоды. Тогда я сказал, что хочу, чтобы меня записали вообще как актера, так как я, мол, и главную роль смогу сыграть. Но девушка из актерского отдела «Ленфильма» была другого мнения и вписала меня в графу «актер-эпизодник».

Закончились те гастроли в Ленинграде, во время которых на «Ленфильм» меня так и не вызвали — ни для исполнения эпизодов, ни на главные роли. И мы вернулись в Москву. 


Актёры, наиболее часто снимавшиеся у Гайдая

Гайдай на протяжении многих лет сотрудничал с одними и теми же киноактёрами, блестящая игра которых во многом определяла успех его комедий. Наиболее часто появляющимся в гайдаевских фильмах актёром был Георгий Вицин, который снялся в десяти картинах режиссера.

Георгий Вицин
Нина Гребешкова
Юрий Никулин
Сергей Филиппов
Наталья Крачковская
Леонид Куравлёв
Михаил Пуговкин
Михаил Кокшенов
Александр Демьяненко
Евгений Моргунов
Наталья Селезнёва
Владимир Этуш
Савелий Крамаров
Алексей Смирнов

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ :

1955 Ляна - актер 
1956 Долгий путь - режиссер 
1958 Ветер - актер 
1958 Жених с того света - режиссер 
1960 Трижды воскресший - режиссер 
1961 Пес Барбос и необычный кросс (новелла в к/а "Совершенно серьезно") - автор сценария, режиссер 
1961 Самогонщики - режиссер, автор сценария 
1962 Деловые люди - автор сценария, режиссер 
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика (к/а) - режиссер, автор сценария 
1966 Кавказская пленница, или новые приключения Шурика - автор сценария, режиссер 
1968 Бриллиантовая рука - режиссер, автор сценария 
1971 12 стульев - автор сценария, режиссер, актер 
1973 Иван Васильевич меняет профессию - режиссер, автор сценария 
1975 Не может быть! - режиссер, автор сценария 
1977 Инкогнито из Петербурга - режиссер, автор сценария 
1978 По улицам комод водили... - худ.рук. 
1980 За спичками - режиссер, автор сценария 
1982 Спортлото-82 - автор сценария, режиссер 
1985 Опасно для жизни! - автор сценария, режиссер 
1989 Частный детектив, или операция "кооперация" - режиссер, автор сценария 
1992 На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди - режиссер, автор сценария

http://www.softmixer.com/2012/02/blog-post_1104.html

Картина дня

наверх