На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Усиление границ и...
  • Александр Пахомов
    Отчасти ты не прав. В каком то 197? году читал в газете, после съезда КПСС, там было опубликовано распределение бюдже...«Вы наши рабы, а ...
  • Элеонора Коган
    Грустная история. Никому нельзя верить, даже родным. Обманут. как семья брата Инны Николаевны. Подкаблучником он оказ...Записки соцработн...

Конец либеральной архаике. Принципы Михаила Мишустина

В 2020 году экономическая политика правительства кардинальным образом изменилась. Были внедрены новые, не привычные в течение трех десятилетий инструменты. Но самое главное, на что следует обратить внимание - изменение целеполагания кабмина. Были определены новые приоритеты, главным их которых стал не формальный рост ВВП, а всеобъемлющее развитие реального сектора экономики.

Ведь цифры ВВП могут вырасти и из-за увеличения нефтяных котировок, в то время, как становление, например, самолётостроения даст на первом этапе куда меньший вклад в экономику. Зато будет создана передовая высокотехнологичная отрасль, которая в среднесрочной перспективе сгенерирует огромный мультипликативный эффект. По цепочке будет создаваться продукция с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит многое, начиная от развития науки, заканчивая созданием высококвалифицированных рабочих мест.

В данном материале будут выделены основные принципы, которые изменились с началом работы Михаила Мишустина во главе правительства.

Конец либеральной архаике. Принципы Михаила Мишустина

Собственно говоря, эти самые принципы вполне точно (на удивление) подметил Министр экономического развития Максим Решетников, который, судя по всему, взял на себя ответственность их озвучить.

Итак. Первое - увеличение горизонта планирования. До 2020 года правительство практически не использовало инструменты государственного планирования. В лучшем случае они имелись во всевозможных отраслевых стратегиях, которые, к слову, не были обязательными к исполнению.

Единственное, что более-менее напоминало стратегическое планирование - Национальные проекты от 2018 года, которые стали первым объемным документом, в котором были указаны конкретные целевые показатели, сроки исполнения и ответственные лица. Однако кризис 2020 года свел актуальность утвержденного практически на нет. Появились новые задачи и приоритеты. А с 2022 года - уж тем более.

Однако с самого начала работы правительства Мишустина, кабмин утверждает документы стратегического планирования, где расписано все подробным образом. Причем утверждаются не только производственные показатели, но заранее анализируется и, при необходимости, обеспечивается спрос на продукцию новых предприятий.

Например, в радиоэлектронной промышленности на несколько лет вперед расписаны объемы, которые должны закупить государственные структуры. Таким образом, предприятия понимают, что они не будут работать на склад и могут планировать свою производственную деятельность, имея некий базовый спрос.

Второе - мониторинг спроса. До 2020 года о подобном даже никто не задумывался. Ещё весной 2020 года была создана система, обеспечивающая мониторинг спроса в режиме онлайн, где показывается вся номенклатура товаров и услуг. В любой момент можно увидеть, какая отраслевая продукция проседает, что нужно поддержать, куда направить ресурсы.

Это позволяет правительству достаточно гибко балансировать рынок через имеющиеся в его распоряжении механизмы, начиная от налогового регулирования, заканчивая субсидиями. Конечная цель всего этого - умная поддержка отечественных производителей. Система позволяет определять, где имеется наибольший потенциал, где есть простаивающие производственные мощности под которые есть спрос, где наши производители сталкиваются с дискриминационной конкуренцией со стороны иностранных поставщиков.

Третье - использование бюджета как инструмента развития экономики. До 2020 года федеральный бюджет традиционно был профицитным. Антон Силуанов этим очень гордился. Причем речь шла о нескольких триллионах "сэкономленных" денег, которые направлялись лежать в ФНБ.

Однако инструменты бюджетной политики в наших условиях являются одними из самых эффективных для экономического развития. Соответствующие статьи государственной казны были традиционно недофинансированы. Системные либералы в правительстве считали, что финансовым инструментом правительство действовать не должно. Максимум - законодательное регулирование.

Мишустин полностью изменил этот подход. Теперь государство активно вкладывает деньги в развитие широкого круга отраслей экономики. Используя, при этом, разные инструменты, начиная от субсидирования, заканчивая прямыми государственными инвестициями. 

Четвертое - наращивание государственного долга. А вот здесь имеются как плюсы, так и минусы. С одной стороны, в росте государственного долга нет ничего страшного. Наоборот, это можно использовать как важный инструмент экономического развития в том случае, если деньги идут не на текущие, а на инвестиционные расходы.

Однако важно смотреть детали государственного долга. Внешние займы наращивать нельзя ни при каких обстоятельствах. Это, думаю, объяснять не нужно. Со внутренними займами также не все однозначно.

Сейчас происходит следующая ситуация. Минфин размещает ОФЗ, где предоставляет щедрую доходность в более, чем в 10% годовых. При том, что инфляция в годовом выражении составляет около 3%. Понятно, что это во многом статистическая цифра, которая стала возможной в результате чрезмерно высокой базы прошлого года и инфляция совсем скоро пойдет верх, но, согласно всем прогнозам, в годовом выражении она составит 5-6%. А доходность по ОФЗ - более 10%. Получается, что Минфин навешивает на бюджет дополнительные расходы, которые пойдут на обслуживание займов. 

Наращивание государственного долга целесообразно в том случае, если бумаги выходят со ставкой, близкой к инфляции (желательно их должен покупать ЦБ), а вырученные деньги идут на инвестиционные расходы.

Таким образом, Мишустин буквально выкорчевал из работы правительства либеральные принципы управления. Даже за Министерством финансов уже редко когда заметно следование либеральным постулатам. Те ошибки, которые до сих пор совершает ведомство Силуанова, происходят, скорее, из-за некомпетентности и неспособности соответствовать новым правилам, чем от идеологии экономического либерализма.

Спустя три года мы можем увидеть, что стоило только убрать навязанные Западом правила, как экономика буквально выдохнула, сбросив с себя тормозящие её развитие оковы. Надеюсь, возврата к ним больше не будет никогда.

Константин Двинский

Картина дня

наверх