На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему идеологию нельзя придумать

Почему идеологию нельзя придумать

Выступая на Всемирном Русском народном соборе, патриарх Кирилл высказался против создания государственной идеологии: «В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь снова повторить: она у нас и так уже есть. Что может лучше, если хотите – эффективнее, мотивировать человека на созидательный труд на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность Родине?

Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология, не нужно ничего придумывать и изобретать».

Это вызывало некоторое огорчение у людей, которые считают такую идеологию необходимой – однако мысль патриарха верна по многим причинам, в частности потому, что такая придуманная идеология была бы нежизнеспособной с самого начала. Стоит пояснить, почему.

Люди иногда называют «идеологией» набор нравственных идеалов – таких, как солидарность, свобода или патриотизм, или что-то связанное с национальной идентичностью – как, например, «гордость за свою историю». Но это еще не идеология. Идеология предполагает общий набор представлений о реальности, об истории, о месте в ней конкретного человека и его обязательствах по отношению к другим.

Как это было в хорошо знакомом нам марксизме-ленинизме. Эта идеология охватывала все сферы жизни и задавала рамки для интерпретации любых явлений – от политики до искусства, от военного дела до воспитания детей.

Все подлежало интерпретации через призму «классовой борьбы». В истории, как предполагалось, разворачивается великая драма, которая завершится построением светлого коммунистического будущего – и все происходящее обретало смысл и предназначение в контексте борьбы за тот «новый мир, мир с лица, не с изнанки», который должен был явиться.

«Твой труд вливается в труд твоей республики» – уверяли лозунги; человек не просто зарабатывал деньги для своей семьи, а участвовал в грандиозном общем деле, вместе «со всем советским народом, со всем прогрессивным человечеством».

Добро и зло было ясно обозначено, как не осталось и никаких сомнений, что мы – всегда на стороне добра.

В Сети можно найти массу книг, фильмов и плакатов, изображающих добрый, честный, справедливый мир, где были передовики производства и центнеры с гектара.

В реальности, конечно, было и другое – длинные, раздраженные очереди за кусочком мороженого мяса, повсеместная скудость, серость и неприветливость жизни, «умение жить» (то есть доставать дефицит) и «низкопоклонство перед Западом», который выглядел на этом фоне сказочно привлекательным. Но плохое забывается – особенно, если это время пришлось на нашу юность. Как сказал поэт, «как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». Остается ностальгия по чувству общности и смысла.

Эта ностальгия остается эмоциональным топливом за тоской по идеологии – и начни у нас возрождать государственную идеологию, в ней неизбежно будет много неосоветского. Только те проблемы, которые в СССР накопились в «эпоху застоя», тут возникнут немедленно – и это прежде всего, при небольшом числе искренних фанатиков, глубокий цинизм большинства.

Я помню присказку из моей юности: «комсомольцам 20-х все было по плечу; комсомольцам 80-х все стало [глубоко безразлично]». Ситуация, когда для того, чтобы сделать карьеру, человек должен выучить (и в нужных местах повторять) предписанные лозунги, выносит наверх не только (и не столько) искренних адептов, сколько циничных приспособленцев. А у государственной идеологии, которую мы бы попробовали создать сейчас, с искренними адептами будет совсем плохо – намного хуже, чем у излетного марксизма-ленинизма. И вот по какой причине.

В самой фразе «нам нужна государственная идеология» содержится проблема. В идеологии есть некоторая двойственность. Идеология, с одной стороны, есть средство манипуляции. Ну, скажем мягче, мотивации. Она должна побудить людей действовать определенным образом.

С другой стороны, она обладает способностью мотивировать, завоевывать сердца и умы только в силу того, что люди в нее верят – полагают ее истинной, описывающей реальное положение дел в мироздании, достойной того, чтобы трудиться или даже умирать ради нее.

Люди могут трудиться и умирать ради ложных идей – примеров этому, увы, предостаточно. Но для этого они должны в них глубоко и искренне верить. Они должны полагать, что за идеологией стоит Правда.

Идеология поэтому не может презентовать себя как придуманная с какими-то практическими целями – только как истина, которую наконец открыли, как прозрение в подлинную суть вещей, как понимание человека и истории, которое после долгих веков поисков, обрели какие-то светлые гении.

Как говорили в СССР, «учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Доктрина подавалась как научная истина – которую не сочинили, а открыли «величайшие гении человечества». Для того, чтобы идеология справлялась со своей задачей мотивировать людей, она должна восприниматься в статусе истины, а не инструмента.

Между тем в риторике о государственной идеологии преобладает именно восприятие ее как инструмента. Идеология нужна как средство для решения каких-то государственных задач – чтобы мотивировать людей поступать так, как нам нужно, особенно в условиях противостояния с Западом.

Но предлагая идеологию в качестве средства, вы этим сразу же ее обессиливаете. Адресат идеологии должен всем сердцем уверовать в нее как в истину, достойную его абсолютной преданности – но он не может, потому что ему точно известно, что ее придумали у него на глазах с вполне определенными целями.

Это немного напоминает попытки придумать «экологическую религию», которая бы побудила людей заботиться о планете. Проблема в том, что заведомо придуманная религия не может никого всерьез мотивировать. Чтобы какая-то система представлений определяла поведение людей, они должны считать ее истинной.

А истину нельзя придумать – ее можно только открыть. Или, скорее, воспринять ее от тех, кто открыл ее раньше. И это открытие не может быть спущено сверху – каждый человек делает его сам. Поэтому тезис патриарха Кирилла – «тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология, не нужно ничего придумывать и изобретать» – вполне обоснован.

Сергей Худиев

наверх