На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Anatoly Kiselev
    Потому что это дешовые не квалифицированные рабочие руки.Мрачные прогнозы ...
  • Сергей С
    ВЧЕРА АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ ЗАРЕЗАЛ МОСКВИЧА! НА ЭТО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Мы уходим из Арца...
  • Сергей С
    ДУРАЧОК! АРМЯНЕ ШАУРМОЙ И ЧЕБУРЕКАМИ НЕ ТОРГУЕТ! БЕЗДАРЬ ПОПУТАЛ С ДРУГИМИ "ЦЕННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ"!Мы уходим из Арца...

Так воевали наши предки. Последний бой крейсера "Варяг".

В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» был направлен с дипломатической миссией в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

Начало русско-японской войны.  Бой у Чемульпо – подвиг «Варяга».

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер «Чиода» без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой.

26 января(8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка «Кореец» снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо лодка «Кореец» встретила японскую эскадру: 6 крейсеров, 8 миноносцев 1 класса и 3 войсковых транспорта.

При выходе из гавани японский крейсер «Асама» блокировала путь канонерке, а миноносцы выпустили по ней три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. С «Корейца» в ответ было сделано два выстрела из скорострельной револьверной пушки, именно их японцы назовут первыми выстрелами русско-японской войны, при этом умолчав о торпедах.

Корейцу пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении:«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».

В 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей для следования в море. Но Японская эскадра перекрыли оба выхода в море.

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

В 11 часов 45 минут крейсер «Асама» с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. «Кореец» и «Варяг» ответили огнём.

На «Варяге» в первые минуты боя возникло несколько пожаров, были подбиты и уничтожены многие дальномерные станции и орудия, понес потери личный состав, недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали корабль осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

"Варяг"и "Кореец" под боем. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 5 минут при прохождении траверза острова Iodolmi на «Варяге» была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой. Крейсер стал плохо слушаться руля.

Командир «Корейца», опасаясь образовать вместе с «Варягом» единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход, открыв огонь.

В 12 часов 15 минут желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, «Варяг» начал поворачивать вправо машинами. Из-за этого крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова, расстояние до неприятеля уменьшилось, огонь усилился и попадания увеличились.

Далее «Варяг» получил несколько серьезных повреждений и пробоину, возник пожар в лазарете и крейсер начал крениться на левый борт. Были предприняты меры по откачке воды и тушению пожара.

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 40 минут при подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, и был прекращен, преследовавшие «Варяг» два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с «Корейца» был прекращён одновременно с японской эскадрой.

В 12 часов 45 минут снаряды перестали долетать до японских крейсеров, «Варяг» прекратил огонь.

Около 13 часов «Кореец» встал на якорь, оставаясь в полной боевой готовности.

В 13 часов 15 минут, подойдя к своему бывшему якорному месту, «Варяг» отдал левый якорь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде. Иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Таким образом, бой «Варяга» и «Корейца» с японскими кораблями занял всего полтора часа.

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  • Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  • Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  • Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  • Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  • Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  • Верхняя палуба пробита во многих местах.
  • Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Варяг после сражения.

В 13 часов 35 минут капитан «Варяга» на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить «Варяг» за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

В 13 часов 50 минут он вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

В 15 часов 30 минут вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапаны и кингстоны и тоже оставили «Варяг».

Решение именно о затоплении крейсера было принято вследствие просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

В 15 часов 35 минут команда «Корейца» отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер. На лодке остались для взрыва добровольцы.

В 15 часов 50 минут командир Руднев со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули «Варяг» и отчалили от него на французском катере.

В 16 часов лодка «Кореец» взорвалась двумя последовательными взрывами. Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

Взрыв "Корейца".

В 18 часов 10 минут крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

 

Итог боя у Чемульпо:

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

 

Сегодня, 9 февраля, подвигу крейсера "Варяг" исполнилось 109 лет. С прошлого столетия его история окутана тайной.
Что кроме знаменитой песни осталось нам от легендарного судна? Что прячут в своих военных музеях японцы? Где покоятся останки этого крейсера? Что послужило причиной поражения России: военный гений великого самурая Того или бездарность русских политиков и военачальников? Ответы на эти вопросы Вы найдете в фильме "Крейсер Варяг". Посмотрите, очень интересно!

Картина дня

наверх