Искры.
(1952 год, СССР, Западная Сибирь, деревня Степно Гутово)
Еще не совсем день, но солнышко вышло из-за горизонта полностью и во дворах протекает полноценная жизнь. На улице блестят лужи от дождя. А на поверхности по краям сидят бабочки, ну просто как ковёр. Если осторожненько подкрасться, то свободно можно одну-две хапнуть.
А в самих лужах, как обычно, устраивают лежбища свиньи! В жаркое время развалятся посредине и нежатся, довольно похрюкивая. Только вот недолго им валяться и пятачками рыть канавки. Хозяйские ребятишки их загоняют в свои хозяйственные дворы и в очередной раз накрепко закрывают ворота. Нечего разгуливать на свободе. А поймать хрюшку не составляет труда. Надо потихонечку к ней подкрасться, нежно поцарапать за бок и под брюшком и она готова! Разомлевает от внимания, начинает довольно пыхтеть и потом в неге падает на бок, ожидая к себе дальнейшего внимания. Ну а потом без труда гони её домой.
Сегодня пастухи собрали деревенскую скотину в стадо для пастьбы не очень рано, поэтому мне повезло. Доила Бурёнку не мама, а пришедшая бабушка. А она всегда меня балует! И в этот раз. Как только бабушка взяла подойник в руки мы с кошкой вслед за ней к коровушке. И кошка тоже умная! Волочётся, предвкушая…. подарок. Бабушка погладила Бурёнку, дала ей корочку хлебца, села потом на низенькую скамеечку с правой стороны, поставила подойник и стали слышны звонкие удары струй молока о его дно.
А Бурёнка наша очень добрая и молока даёт не меряно. Мама с бабушкой не нарадуются. С нежностью называют: «Кормилица ты наша!» Молочко сытное до невозможности, и хвостом не дерётся. Стою рядышком, жду, пока бабушка не позовёт, да и кошка тоже туда-сюда невдалеке снуёт. Слышу, что струи молока не стучат о дно, а мягко ударяют о пену от молока в подойнике. Наконец бабушка зовёт: «Ну, подходи уж, приседай, не бойся» А чего мне бояться!!!?
Бурёнка стоит спокойно, важно пережевывая жвачку и как-то уж, по уютному, вздыхая. Наверное, с великим удовольствием принимает наше к ней внимание. Молока не жалко. Бабушка отставляет подойник в сторонку. Я приседаю под вымя, открываю рот и жду с величайшим удовольствием тугую струйку молока. И она бьёт в выставленный язык точно в серединку, наполняя тёплым молочком рот! Успевай только сглатывать! Невыразимое блаженство ощущать парное молоко, которое, разбиваясь во вкусные брызги, наполняет живительным ароматом рот наивного дитя-воробышка!….
Напившись вдосталь, отползаю от бабушки, довольный, и насытившийся. Кошку тоже бабушка не забыла! Налила в приготовленную миску из подойника, поставила недалеко от себя. Не отказала! Бабушка продолжала доить, а я помчался в дом от нечего делать. Мама в сенцах собирает на лавке ножи, топоры. Вслух рассуждает, а не забыла ли чего? Пересчитывает на пальцах. Соображает. В амбар послала сестру, чтоб принесла лопаты, тяпки, литовку. «Ну, теперь-то всё. Ничего не забыла. А ну-ка сходи на улицу (это она ко мне) и посмотри, нет ли точильщика?» Ура-а-а! Теперь-то догадался, для чего ножи собирает мама! Точильщик идёт!!
Он, как правило, приходит вначале сенокосной страды. Выскакиваю на крыльцо, спускаюсь, открываю калитку и выглядываю на улицу. Никого нет. Значит, не пришел ещё. Хотя женщины кучкуются напротив дома Тутовых. Кричу маме, что, наверное, скоро будет. И через какое-то время вижу, как телега подъезжает к женщинам, стоявшим на улице. Мужиков в толпе не видно. Да и зачем им точильщик! Они сами всё умеют по хозяйству. Зато нам ребятишкам наступает весёлая пора! Словно галчата вокруг гуртуемся, как только он останавливает телегу. Не торопясь, основательно снимает с неё два козелка на землю, потом ставит на них корыто и наливает в него воду. Затем сверху в выемки посерёдке корыта прилаживает желтый точильный круг с ручкой в центре. А мы нетерпеливо смотрим на его медленные движения и удивляемся, до чего же дяденька неповоротливый! Так и день закончится. Искупнуться некогда будет. Становимся в очередь перед ручкой точила и ждём команды. Перед этим немножечко потолкались, но встали по справедливости. Кто раньше пришел, тот и первый.
Точильщик сел на табуретку. «Ну, что же, начнем? Подходите….» Самой первой была мама моего друга Володи Ерёмина. В послевоенных деревенских хозяйствах в основном работали женщины, а мужчины только пожилые, да солдаты, вернувшиеся с фронта, которых раз два и обчёлся….. А наточить ножи и другие инструменты правильно- уметь надо. Требуется мастерство, знание своего дела. Поэтому точильщик- уважаемый человек. «Золотые руки!» - говорят о нём женщины. Работает сноровисто, быстро, а нож становится как бритва. Ну, всё подряд режет! Можно запросто свистульку вырезать из палочки тальника. Меня братка - Миша научил это делать. Умею, чтоб свистел свисток и толсто и тонко. А если притупится немножечко нож, то его оселочком подправляют слегка и снова как прежний. Оселочки-то у всех в доме есть.
«Ну что у тебя?» - спросил точильщик у мамы Володи Ерёмина. «Да вот тут всё»- отвечает. «Лопаты, тяпки и литовки кладите в телегу, а ножи давайте по очереди сюда» Все знают, что ножи с топорами можно наточить сейчас на месте, а уж весь хозяйственный инвентарь сначала отбивают как следует, и затем по мере использования подправляют бруском.
«Ну, кто будет крутить первым точило?» Этот вопрос для нас ребятишек был самым важным, можно сказать, судьбоносным. Очень рады, что нам дяденька-точильщик доверяет вращать точило. Всем мечтается поучаствовать в работе. Величайшее наслаждение крутить желтое колесо, к которому прикасается металл ножа, и видеть, как лезвие преобразовывается, начинает блестеть под струйками воды. Стоим заворожённо вокруг, смотрим на превращение зазубрин на ноже в ровную поверхность и ждем основного чуда. И оно происходит! Когда круг вращается быстро, то из под прижатого лезвия ножа к точильному камню начинают вылетать веером искорки и во множестве. Искры появляется, словно серебристый ручеек. Их струйка то усиливается, широко рассыпаясь, то опадает, угасая.... Очень красиво и завораживающе! И, у того, кто крутит ручку, в глазах гордость, великое желание ещё дальше крутить. Душа ликует и всплывает осознание, что я самый сильный и выносливый. Однако, как только возникают искры, то наступает другого мальчика очередь крутить. И так по порядку.
Не деремся и не ссоримся за очередь. Дяденька по справедливости всем даёт принять участие в работе. У меня такое подозрение, что он хитрит. На себе почувствовал. Только я чуть-чуть начинаю уставать, так сразу из под ножа или топора на вращающемся точиле возникают ручейки из искр…. Он меня хвалит, гладит по голове и говорит, чтоб я и другим дал покрутить. «Ты уже много работаешь, и остальным хочется». По правде мне и самому немножечко расхачивается от усталости. А он как будто угадывает! Какой-то волшебник-отгадчик!…. Интересно, что у всех ребят искры получаются! Все умеют крутить быстро и мускулы на руках шариками вздуваются. Становятся твёрдыми, словно камень. Жалко, что он не каждый день приходит. Тогда бы мы все превратились в богатырей, как Будённый или Илья Муромец.
Точит он до обеда всё, что ему приносят. И ножницы овечьи тоже. А вот остальное - литовки, лопаты увозит с собою отбивать в другое место. И только на следующий день, а может и попозже раздаёт хозяйкам. И пилы двуручные точит и если нужно, то разводит зубья. Нам ребятам нравится дядя-точильщик. Никому не отказывает искры пускать из под точила! Вот только почему он в корытце с точильным кругом наливает воду? Без воды, наверное, искр было бы намного больше! Это точно! В следующий раз мы ему подскажем, чтоб воды не наливал. Будет намного интересней….. После обеда пойдём на речку купаться. Сестра обещала научить плавать. А сейчас искры пускаем!! И у всех получается!
Хорошо жить на свете!!
Свежие комментарии