На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Надежда Каштанова (казакова)
    Дочь поймёт но будет поздно!В гостях у себя дома
  • Татьяна Соловьева
    Бежали от войны. Так же как у нас во время мобилизации.Россия – последня...
  • Татьяна Соловьева
    Украинцы едут в Харьков  надежде выжить и дождаться России.  Для меня все по-прежнему граждане Советского Союза и их ...Россия – последня...

Бобровский сад

 

Прикупили по случаю на рынке целое пятикилограммовое ведро сибирских ранеток. Светка из них уже и вкуснющую шарлотку испекла, компоту сварила, и все равно осталась целая куча этих восхитительно миниатюрных, совсем алых или красно-белобоких яблочек.

Я поставил на стол перед компьютером их целую тарелку, сижу, с хрустом разгрызаю твердую.

с вяжущим кисло-сладким соком плоть, и вспоминаю, какие славные ранетки в свое время росли в Бобровском саду, всего в дюжине километров от моего села. Это были практически те же сибирские ранетки, но только немного покрупнее и менее кислые.

Вот такими их вывели бобровские садоводы - в зоне рискованного земледелия, с редкими дождями, суровой североказахстанской зимой и жарким засушливым летом. И вот именно по этой причине практически никто из местных жителей у нас частным садоводством не занимался – в палисадниках ничего не вырастало, кроме мелких кислых ранеток.

И потому мы, пацаны, прознав, какой замечательный сад расцвел у нас буквально под боком, нередко совершали на него набеги, чтобы, так сказать, несанкционированно поживиться плодами чужого труда. Чаще на велосипедах, а порой и пешком. Каюсь, и я там раз-другой побывал. И был поражен тем, какими стройными рядами стоят, буквально усыпанные яркими плодами, в пронизанном солнечными лучами огромном саду, невысокие яблони!

А еще были ряды вишни, смородины, еще чего-то. И все это было ухожено, все деревца аккуратно окопаны и побелены. Это был самый настоящий храм садоводства, сотворенный трудолюбивыми руками наших соседей. Было стыдно красть возделанные ими плоды. И страшно – сад в те времена неплохо охранялся. Но уж очень яблочек хотелось!

И мы, спешно напластав их за пазуху (ранетки приятно холодили живот и покалывались веточками и щекотались листочками), а то даже и в сумки, быстрыми тенями старались выскользнуть из стоящего на окраине Бобровки сада, подобрать свои припрятанные в траве велосипеды и учесать на них с добычей домой, в свой Пятерыжск.

Но случалось, что сторожа оказывались проворнее. И тогда у воришек отбирали не только украденные яблоки, но и отнимали средства совершения преступления – велосипеды. А наказание обычно совершалось тут же – татям жестоко надирали уши и, еще дав и «поджопника», отправляли восвояси. Я, правда, не попадался. Может, просто надо было чаще бывать там?

Уже став взрослым, я немало прочитал про этот сад. Оказалось, он был знаменит не только в Павлодарской области, но и на всю республику – таких садов на севере Казахстана были единицы.

Бобровские садоводы успешно обеспечивали своей продукцией не только себя, но и продавали ее соседям. В пору сбора урожая можно было приехать в Бобровку, заплатить в кассу определенные деньги и самому нарвать на варенья смородины, вишни, ирги, тех же ранеток – сами садоводы просто не успевали управляться, вот такие они выращивали урожаи.

Кстати, был примерно такой же площади сад и в Железинке – всего в 37 километрах от Бобровки. Но увы, у железинцев ничего с садом так и не получилось – напала на него какая-то гусеница-плодожорка, борьбу с которой тамошние садоводы проиграли этой дряни. И сад захирел, ранетки стали выкорчевывать, а освободившиеся площади застраивать жильем.

Кстати, мой младший брат Рашит поставил там себе неплохой, трехкомнатный, даже с водопроводом и огородом, дом. И жил бы в нем припеваючи, если бы не развалился в 90-е совхоз «Железинский», брат потерял работу и, в конце концов, переехал в Россию.

Бобровский же сад, конечно, не мог не пережить железинский. Но и ему положил конец развал совхоза «Бобровский» - у сада не стало хозяина. Я хотел найти что-нибудь в Интернете про его судьбу, но, увы – ни одной заметки, ни одной фотографии. Но все же кое-на что набрел. Это меня вполне утешило и даже обрадовало. Я наткнулся на несколько упоминаний о ныне покойном уже директоре совхоза «Бобровский» Т.И. Рахманине.

Это Тихон Ильич, бывший фронтовик, кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и ряда боевых медалей, будучи направленный в Павлодарскую область на освоение целинных и залежных земель, стоял у истоков создания и был первым директором совхоза «Бобровский» в самую его трудную и самую известные поры в период с 1954 по 1967 годы.

Бывший боевой офицер, Т.И. Рахманин показал себя прекрасным организатором сельскохозяйственного производства и в кратчайшие сроки сделал свое детище – совхоз «Бобровский» одним из лучших в области. Вот что написал о нем главный редактор газеты «Казахстанская правда», член Союза писателей России Альберт Устинов:

«Тихон Ильич Рахманин, директор нового совхоза "Бобровский", приехавший на целину, Герой Социалистического Труда (Героя Труда он получил именно за Бобровку - М.В.). Легендой стал совхозный сад, который он заложил, когда ещё жили в палатках, до первой борозды. В первые годы целины была, мягко сказать, большая текучесть кадров. Так вот, от Тихона Ильича люди не уезжали».

Совхоз «Бобровский», которым руководил Рахманин Т.И., являлся многоотраслевым хозяйством с развитым животноводством. В совхозе разводился племенной скот симментальской породы. Развивалось садоводство, бахчеводство, пчеловодство. За высокие показатели в работе многие рабочие и служащие были награждены правительственными наградами, медалями Выставки Достижений Народного хозяйства СССР».

Так вот кому были обязаны все те, кто много лет пользовался чудесными плодами Бобровского сада – фронтовику, первоцелиннику Тихону Ильичу Рахманину! Это при нем в совхозе возделали овощной участок и плодовый сад площадью свыше 70 гектаров. Первый урожай в нем был получен в 1966 году (выходит, что мы, пятерыжские сорванцы, и пользовались этими первыми плодами) - в количестве 1300 центнеров фруктов. Дальнейшие урожаи, надо полагать, были не меньше.

Как рачительный хозяин, Тихон Ильич прекрасно понимал, что не сад тот сад, если рядом нет пасеки – ведь пчелы помогают оплодотворению цветущих деревьев. Ну и, во вторых, мед – одна из верных статей дохода совхозного бюджета. В итоге Бобровка обзавелась еще и пасекой на несколько сот ульев, с которых каждое лето выкачивалось до 220 центнеров меда!

Вот такой это был, совхоз «Бобровский», такой у него был замечательный сад. Людям здесь жилось хорошо, покойно и счастливо, бобровчане любили свое село и гордились им. Сейчас все это, увы, в прошлом.

В поисках снимков Бобровского сада я нашел подборку фотографий сегодняшнего села. Сколько там заброшенных домов, порушенных зданий! Думаю, что и от некогда знаменитого сада практически ничего не осталось (если кто меня опровергнет, буду только рад).

Но основателя своего села и знаменитого сада бобровчане помнят и чтят. Одна из улиц Бобровки названа именем Тихона Ильича Рахманина…

На снимке: ул. Т.И. Рахманина в Бобровке.

Картина дня

наверх