На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Mikhail Stepanov
    И сколько это продолжалось? А заметили только сейчас, когда миллиарды канули безвозвратно!Ну, вот и стало и...
  • Sergey Ivanov
    И снова все по- русски. Все через задницу! Вот привязались к этой выжившей из ума старушке. Ну, может, и не выжившей....Эта мадам прописа...
  • Владимир Моргунов
    Стало плохо жене и дочери ??? 99% РОССИЯН СТАЛО ПЛОХО ОТ ТАКИХ "НОВОСТЕЙ" ОТ НАШЕГО ГЕНШТАБА !!!!!!!!!!!!!!Главного кадровик...

ХЛЕБ ХУДОЖНИКА.

200 лет назад, 4 июля 1815 г., в семье секретаря Московской управы благочиния родился сын. Ему были суждены 37 лет жизни, звание академика живописи и смерть в доме для умалишённых. Но маленький Павел Федотов ничего этого знать, разумеется, не мог.

«Автопортрет», 1848г
бумага, акварель, тушь, перо, 40. 1 х32.2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

 

«Я жажду солнца, 
но оно в мое не жалует окно!» 
Фрагмент басни П. Федотова 
«Пчела и цветок »


Гоголь живописи

Теоретически его живопись должна нагонять тоску и вызывать зевоту: такие шедевры Федотова, как «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа», - безусловные лидеры школьных упражнений в жанре «сочинение по картине». И когда на уроках литературы приходилось «разбирать» эти полотна, со стороны учительского стула звучало непременное «гневно бичует». 

Однако эффект достигался противоположный - школьники тихо угорали над «придурком с похмелья». Именно так чаще всего называли главного героя картины «Свежий кавалер». Попадание стопроцентное. Сам Федотов так описывал свою картину:

«Под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы с бутылкой тоже кавалер, но из таких, которые спьяну пристают к проходящим». 

Слова чуть более изысканные, но смысл тот же: просто пьяный смешон, а пьяный фанфарон ещё смешнее. 

Image Hosted by PiXS.ru
Павел Федотов «Свежий кавалер», 1846 г.

 

Впрочем, родство живописи Федотова и литературы отмечали не только на школьных уроках. 

Вот отзыв критика Владимира Стасова о том же «Свежем кавалере»: 

«Создание чисто гоголевское по таланту, юмору и силе».

Если учесть, что самого Гоголя называли в ту пору не иначе как «русский Гомер», то оценку Федотову выставили наивысшую из всех возможных.

Этот узел, «Гоголь - Федотов», крепок и очень затейлив. Даже в мелочах. Так, известно, что главный герой «Мёртвых душ» Чичиков в свои школьные годы брал с товарищей взятки блинами, за что и понёс наказание. 

Юный Пава Федотов, ученик кадетского корпуса, также получил взыскание от учителя рисования Каракалпакова: 

«Вы напрасно рисуете вашим товарищам заданные мною упражнения за белые булки - художественный характер класса приобретает от этого вид однообразный».

Белые булки в кадетском корпусе, чёрствый хлеб на картине «Завтрак аристократа», роскошная купеческая кулебяка на полотне «Сватовство майора» - может показаться, что и живописец, и его биографы уделяют еде незаслуженно много внимания. Или всё-таки заслуженно? 
Image Hosted by PiXS.ru
Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 г.

 

Голод и кнут

Известно, что один из самых популярных художников своего времени иной раз голодал. Это не фигура речи. Питался он в дешёвой кухмистерской (столовой то есть) за 15 коп. в день. И та же кулебяка, которую купеческое семейство готовит майору, была куплена художником на последние деньги. 

Куплена, вписана в картину и съедена. Вернее, растянута по крохам чуть ли не на неделю. А ведь Федотов к тому моменту уже академик и известнейший художник. В чём же дело?

«Живопись - это не облака, не закаты и рассветы, не драпировка. Картина должна говорить. Это понимают люди, которые раскрашивают лубки. Это понимают раёшники» - 

такая позиция Федотова была для того времени не просто новаторской, она была неприлично дерзкой. Добрую насмешку раёшника, этакого клоуна Петрушки, мрачные и серьёзные люди приняли за призыв к общественному перевороту.

Профессор Леонтьев в своей статье «Эстетическое кое-что» писал о Федотове: «Кому нужна эта злоба, это сатирическое направление? В христианском обществе нет для него места». 
Image Hosted by PiXS.ru
Павел Федотов «Завтрак аристократа». 1850 г.   Это дорого стоило художнику. В те времена основной доход живописцам приносили не картины как таковые, а продажа их литографических копий. Но на копирование нужно было получить разрешение Цензурного комитета. 

Когда же Федотов захотел издать литографию «Свежего кавалера», ему было отказано с идиотской формулировкой: «Чиновник российский не может быть пьяницей и жить так бедно. Пусть художник уберёт бутылки со стола и приберёт комнату».

Немудрено, что при таких обстоятельствах из общительного, весёлого и разговорчивого человека Павел Андреевич превратился в молчаливого меланхолика. Безденежье и безнадёжность преследовали одного из лучших русских живописцев. 

Именно они, как считали современники, стали темой навязчивого бреда Федотова, когда он уже доживал свой век в частной клинике психиатра Лейдесдорфа:

«Иногда он воображал себя богачом, говорил о том, что превратит Васильевский остров в столицу художества и веселия… Но кругом на стенах, обтянутых клеёнкой, был виден след на высоте его виска - Федотов бился головой о стену». 

Павел Федотов. Неоконченная картина «Анкор, ещё анкор!», 1852 г.  
Лечение больше всего напоминало наказание бунтовщика:

«Его обливали ледяной водой, а потом пять человек жестоко били его в пять кнутов». 

Он умер в полном сознании. Перед смертью пожелал причаститься Святых Тайн и долго плакал. На похоронах же по нему плакал только один человек - денщик Коршунов.  


Константин Кудряшов

 

источник

Картина дня

наверх