Радоница (Перед обедней). 1892. Архипов, Абрам Ефимович.
Радоница (Радуница) — языческий весенний праздник для умерших; совершался, по свидетельству Иоанна Златоуста, на кладбищах уже в древности.
Первоначально понятие «Радоница» имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
Некоторые исследователи слово «Радоница» не без основания сближали со словами «род», «предок», другие видели в нем тот же корень, что и в слове «радость», так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Пресветлого Воскресения.
Вся Русь спешила в Радоницу на кладбища похристосоваться со своими покойными сородичами, угостить отошедших в вечность красным яичком и другими яствами. Три-четыре яйца клали на могилку, а иногда и зарывали в нее, разбивали о могильный крест, тут же крошили их или отдавали нищей братии на помин души.
Хотя чествование памяти умерших, как бы сохраняющих еще какую-то таинственную связь с живыми, совершается повсеместно на Руси и во всех подходящих случаях, которые нельзя и перечислить, тем не менее, Радоница как поминовенный день наиболее выделялся из числа прочих, отличаясь радостным настроением поминальщиков.
Может показаться странным, каким образом печаль по отошедшим в вечность соединялась с радостью, но это объяснялось, во-первых, глубоким верованием, что придет время, когда все мертвые восстанут из гробов, подкрепляемым в то же время фактом Воскресения Христова, а во-вторых, Красная Горка — веселый весенний праздник, оживление природы, замиравшей на продолжительное время года, настраивал человека на веселый лад, побуждал забыть на этот раз о суровой, безжалостной смерти, подумать о жизни, которая сулит и радость, и благо.
Вот почему к этому времени было приурочено большинство веселых и шумных свадеб, с их характерными народными песнями, сопровождаемыми пением «веснянок». А вслед за этим весенним праздником следовали и Семик, и Русалки, и Иван Купала.
После принятия христианства праздник Радоницы получил совершенно новое содержание. Православная Церковь исповедует, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе в другой жизни — вечной.
Поэтому умершие христиане не перестают быть членами Церкви и сохраняют с ней и с остальными чадами реальное, живое общение.
МЕТКИ: Древняя Русь. Праздники славян. Славянская мифология.
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».
http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
PS: Действительно слово такое радостное «РАДОНИЦА»! В этом году – во вторник, 14 мая.
В советское время, как я припоминаю, мы с моей бабушкой Катериной ходили на кладбище – обычно в начале мая. Соблюдала ли она Радоницу? Возможно. Мне она не говорила.
У меня в Омске родных могилок нет. Мои деды и бабушки, родители все могилки в Перми. Туда я езжу обычно осенью. Вот тогда мы с родными и посещаем могилки. Прибираем, поминаем.
А вы посещаете родные могилки? В определенные дни, или когда придется?
Свежие комментарии