На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ВАРЯГ РУС
    Потому что силовики желают прочесть его сочинение на тему "как я (он) провёл лето".Новые неожиданные...
  • Вадим Кузнецов
    Российская практика правоприменения. Процент оправдательных приговоров. Та ситуация, когда для государства жизненно н...Посадите моего па...
  • Лев Сивохин
    Вопрос с мигрантами надо решать жестко, иначе нас ждет что-то более страшное что было в войне  на Северном Кавказе.Они не должны был...

Прощание славянки

8 мая на площади Белорусского вокзала состоялось официальное открытие памятника "Прощание славянки", посвященного женщинам, провожавшим своих мужей, братьев и сыновей на фронт в годы Великой Отечественной войны. Авторы скульптуры — архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов.

 Почему именно сейчас решили открыть памятник?

В этом году исполнится 100 лет с начала Первой мировой войны, на фронты которой наши прадеды уходили под марш «Прощание славянки». Под этот же марш в ноябре 1941 г. во время знаменитого парада на Красной площади наши деды шли на передовую - отстаивать Москву.

Русский патриотический марш «Прощание славянки» стал в нашей стране неофициальным гимном двух величайших войн, которые пережил и его автор - композитор Василий Агапкин.

Фотографию с легендарного парада 1941 г. бережно хранит младшая дочь Агапкина - Аза Васильевна. «В день парада, 7 ноября, был страшный мороз, - рассказала она. - За свои 92 года жизни я больше не припомню таких холодов. Словно назло немцам. Папа на параде дирижировал сводным оркестром, в конце играли его марш «Прощание славянки». Настал момент, когда по Красной площади должны были пройти конница и танки. Папе надо было дать команду оркестру отойти к ГУМу, но он не смог открыть рта, потому что губы примёрзли друг к другу. Он попытался сойти с помоста, на котором дирижировал, и тоже не смог - сапоги примёрзли. Один из его подчинённых понял, в чём дело, и помог их отодрать».

Парад 1941 г. проходил, когда фашисты уже приблизились к окраинам Москвы. Ряд объектов столицы заминировали на случай прихода врага. И в этой обстановке прозвучал марш «Прощание славянки», под который четверть века до этого на фронт «За Веру, Царя и Отечество!» уходила царская армия. А Сталин с трибуны Мавзолея, обращаясь к красноармейцам, произнёс: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия ДонскогоКузьмы Минина,Дмитрия ПожарскогоАлександра СувороваМихаила Кутузова

В марше «Прощание славянки», который одинаково любили как белые, так и красные, соединились две России. Соединились они и в судьбе самого композитора. Он родился 3 февраля 1884 г. на Рязанщине в деревне Шанчерово в крестьянской семье. После смерти жены отец маленького Василия подался в Астрахань, где работал грузчиком.

Когда отец умер, мальчику было 10 лет, выживал он благодаря подаяниям добрых людей. Однажды на улице Василий впервые услышал военный духовой оркестр. И с тех пор каждый день караулил музыкантов, чтобы вместе с ними шагать по городу. Круглый сирота стал для военного оркестра и «сыном полка», и талантливым учеником - у мальчика обнаружился идеальный музыкальный слух. К 14 годам он стал лучшим солистом-корнетистом (корнет - духовой инструмент. - Ред.) полка. Вся его жизнь была связана с военными оркестрами. Он служил на Кавказе - в Грозном и Тифлисе, а в 1910 г. осел в Тамбове, где был принят штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк. Этот город сыграл в судьбе Агапкина важную роль. Здесь он встретил жену Ольгу и стал студентом музыкального училища. И здесь, в Тамбове, в 1912 г. он сочинил марш «Прощание славянки».

Редкая дореволюционная фотография юного Агапкина. 

 

Струны души

Это был год, когда началась первая Балканская война, в которой Россия не участвовала, но морально всецело поддер­живала православных братьев (сербов, греков, черногорцев и болгар), восставших против турецкого ига. Во всех концах Российской империи шёл сбор денег на поддержку семей убитых и раненых на Балканах, туда отправляли одежду, медикаменты, продукты. На волне всеобщей славянской солидарности у 28-летнего Василия Агапкина и рождается знаменитый марш «Прощание славянки».

У Агапкина абсолютный слух был не только музыкальный. Он, крестьянин-самородок, сумел затронуть те струны русской души, которые отвечают в народном организме за главное - священную любовь к Родине, когда на смерть за Отечество идёшь с высоко поднятой головой, когда, как завещал Суворов, «сам погибай, а товарища выручай!» Марш сразу же стал популярным в Тамбове, а потом и во всей стране - большим тиражом вышли пластинки «Прощание славянки», а в 1914 г. русские женщины по всей стране провожали под звуки марша своих дорогих и близких на Первую мировую.

Во время Гражданской войны «Прощание славянки» играли как белые, так и красные, правда, каждая сторона сочинила для марша свои слова. Агапкин оказался на стороне красноармейцев, но оружие в руки не взял - остался музыкантом.

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай

Летят-летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят-летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай

Слёзы Сталина

«Он был молчалив, часто что-то напевал себе под нос. Любил слушать, как поют птицы», - рассказывает об отце Аза Васильевна. В его жизни постоянно совмещалось, казалось бы, несовместимое. Он был руководителем оркестра в структурах ОГПУ (в дальнейшем эта организация превратилась в НКВД, потом - в КГБ), играл траурный марш на прощании с женой Сталина, Надеждой Аллилуевой, которое проходило в ГУМе.

«Папа вспоминал, как в ГУМе видел слёзы Сталина, - говорит Аза Васильевна. - Он часто играл в Кремле, его приглашали почти на все торжест­ва, которые там проходили». И одновременно со своим оркест­ром выступал в московском саду «Эрмитаж», где исполнял вальсы и фокстроты, а заканчивал, по просьбам зрителей, всегда «Прощанием славянки».

Он сочинил десятки вальсов и маршей, но «Прощание славянка» затмило их все.

Композитор с сыном Борисом, который ненадолго пережил отца и умер в расцвете лет. 

«Отец был скромным, даже стеснительным человеком. Непрактичным. Когда на Садовом кольце построили ведомственный дом, папе сказали: «Выбирай любую квартиру». Он выбрал маленькую, двухкомнатную, в то время как простые секретарши поселились в трёхкомнатных. Он был щедрым. Все в оркестре знали, что в случае нужды у него можно занять. И он никогда не запоминал своих должников», - вспоминает Аза Васильевна.

Агапкин стал профессиональным долгожителем, чем был обязан дисциплине: «До 50 лет папа во время застолья мог выпить, он курил, но, когда врачи обнаружили у него атеросклероз, он полностью перестал употреблять алкоголь, бросил курить».

На пенсию он вышел в 72 года. Нетрудно подсчитать, что Василий Агапкин был в строю 62 года - начав в 10 лет с ученика в военном оркестре дореволюционной России, он дослужился в СССР до звания полковника. Последние годы жил на даче в подмосковном Абрамцеве. И продолжал быть таким же молчаливым - всё, что мог, он сказал без слов. Недаром на памятнике на его могиле выбиты ноты - первые такты «Прощания славянки».

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.


Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал.

Припев:
И снова в поход труба нас зовёт.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская земля!

Ждут победы России Святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.


Под хоругви мы встанем все смело
Крестным ходом с молитвой пойдём,
За Российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольём.

Припев.

Все мы — дети Великой Державы,
Все мы помним заветы отцов,
Ради Родины, чести и славы
Не жалей ни себя, ни врагов.


Встань, Россия, из вражского плена.
Дух победы зовёт, в бой пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра.

Припев.

Картина дня

наверх