На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной

23 мая исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Григория Чухрая. Первые же его работы – фильмы «Сорок первый» и «Баллада о солдате» – принесли ему не только всесоюзную славу, но и мировое признание, ведь они были отмечены премиями на Каннском кинофестивале.
При этом на родине режиссеру пришлось отстаивать их с боем, так как чиновники считали их провальными. «Балладу о солдате» называли фильмом, порочащим честь советской армии, а «Сорок первый» и вовсе заклеймили после доноса, в котором работу фронтовика Чухрая нарекли «белогвардейской стряпней»… Григорий Чухрай с женой | Фото: stuki-druki.com Григорий Чухрай с женой | Фото: stuki-druki.com


Если у кого-то и было моральное право говорить о событиях военного времени, то у Григория Чухрая, ведь он знал о войне не понаслышке. В 19 лет он ушел на фронт, стал десантником, не раз бывал в тылу врага, защищал Сталинград, дважды переходил линию фронта, трижды был ранен. После этого он всю жизнь верил в то, что выжил на войне не случайно: «Меня всегда удивляло, что война кончилась, а я остался жив. Почему именно мне такой подарок судьбы? Может быть, для того, чтобы продолжать дело, за которое отдали свои жизни миллионы моих сверстников? Эта мысль не кажется мне пустой. А служение этому делу и составляет цель моей жизни».

«У войны свои законы»

Режиссер Григорий Чухрай | Фото: stuki-druki.com Режиссер Григорий Чухрай | Фото: stuki-druki.com


В 1953 г. Григорий Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал свой путь в кино с работы ассистента режиссера, а затем – второго режиссера на Киевской киностудии.

Спустя 2 года он перешел на «Мосфильм», а еще через год снял свою дебютную режиссерскую работу – фильм «Сорок первый». Теме Великой Отечественной войны он посвятит свою следующую картину – «Балладу о солдате», а начать свой путь в кино Чухрай решил с темы Гражданской войны.

Кадр из фильма Якова Протазанова *Сорок первый*, 1926 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма Якова Протазанова *Сорок первый*, 1926 | Фото: kino-teatr.ru


Основой сценария послужила одноименная повесть Бориса Лавренева о женщине-снайпере из Красной армии, которая уничтожила 40 белогвардейцев, а того, кто должен был стать 41-м, – полюбила. Произведение было написано еще в 1924 г. и уже было экранизировано Яковом Протазановым в 1926 г. Чухрай впервые прочитал эту повесть в 17 лет, а замысел снять по ней новую экранизацию возник у него во время войны, когда он лежал в госпитале после третьего ранения. Восстановление было продолжительным, в руки будущему режиссеру попалась книга Лавренева, и он долгое время размышлял над сюжетом и образами.

Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv


Позже он вспоминал: «Л. Н. Толстой сказал, что если полюбишь женщину, потом охладеешь к ней, а потом поймешь, что не можешь без нее жить, – это настоящее. Нечто подобное произошло и со мной… Повесть «Сорок первый» произвела на меня глубокое впечатление. Писатель, его отношение к жизни, были мне не только симпатичны, но в чем-то даже родными по духу. Я перечитывал повесть несколько раз и думал. Думал над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности. Благо времени для размышлений было достаточно. Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел».

Скользкая тема

Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv


Фильм Протазанова казался Чухраю тенденциозным, снятым с «классовых позиций», ведь белогвардейцы там были злодеями, а красные – благородными героями. По своему собственному опыту он знал, что на войне все не так однозначно, что негодяи встречаются и среди врагов, и среди своих, что настоящие чувства не знают этого разделения на своих и чужих. При этом режиссер понимал, какие подводные камни скрывает подобная интерпретация событий. «Фильмы, как тот, о котором я начал думать теперь, в те времена назывались фильмами «на скользкую тему». На такой теме можно было поскользнуться, упасть и больше не подняться. Я знал это. И тем не менее засел за сценарий. Я не мог поступить по-другому», – говорил Григорий Чухрай.

Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: driverpete.ru Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: driverpete.ru


Опасения режиссера оказались не напрасными. Сценарий пришлось переписывать 6 раз, прежде чем его утвердили. Над ним Чухрай работал в соавторстве с Григорием Колтуновым, который совсем по-другому видел главную идею фильма: он стремился сгладить острые углы и осудить главную героиню Марютку за ее преступную любовь, а Чухрай отстаивал правду человеческих чувств. На худсовете обе версии вызвали большие сомнения: мол, советское кино должно воспитывать зрителя, а не внушать ему мысль о том, что можно полюбить врага. Тем более, белый офицер выглядел благородным и интеллигентным, и зрительские симпатии могли оказаться на его стороне. Судьбу фильма решил Михаил Ромм, заявив о том, что Марютка все же выполнила свой долг.

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: radikal.ru Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: radikal.ru


Чухрай убрал из сценария несколько эпизодов, написанных Колтуновым, и сценарист ему этого не простил. Об этом режиссер узнал позже, когда привез уже готовый материал на «Мосфильм». Его вызвал к себе директор киностудии Иван Пырьев и устроил разнос за то, что некоторые сцены были сняты не по утвержденному сценарию. При этом Чухрай знал, что Пырьев фильма еще не видел. Как оказалось, он основывался на словах Колтунова – тот написал на режиссера донос, обвинив его в сочувствии к белым и заявив о том, что не поставит свое имя «под этой грязной белогвардейской стряпней». Чухраю удалось убедить Пырьева посмотреть отснятый материал, прежде чем отправлять его на переработку. И тот пришел в восторг и дал добро на выпуск «Сорок первого» в прокат.

Мировое признание и проверка временем

Олег Стриженов в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru Олег Стриженов в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru


Премьера фильма не принесла режиссеру признания и популярности. О дебютанте тогда еще никто не знал, и он даже не мог попасть в Дом кино, где состоялась премьера. Билетерши остановили его на входе и потребовали предъявить билет, не поверив в то, что этот молодой человек в стареньком костюме действительно может быть режиссером. За помощью пришлось обратиться к известному оператору Сергею Урусевскому, который снимал «Сорок первый», – только после его вмешательства Чухрая пустили на премьеру собственного фильма. А его успех на «Мосфильме» приписали не режиссеру, а оператору – лауреату двух Сталинских премий.

Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru


Когда фильм одобрил сам Никита Хрущев, «Сорок первый» отправили в Канны. Только после того, как в 1957 г. на Каннском кинофестивале Чухрай получил специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтическое величие», о нем наконец заговорили на родине и признали его талант. В Европе «Сорок первый» произвел фурор, его называли «красным чудом», не преследующим никаких дидактических целей, кроме утверждения величия и силы любви. А в СССР его назвали «фильмом о мужестве и долге».

Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv


С момента выхода картины на экраны прошло уже 65 лет, и время показало, кто был прав в этом споре. Как ни менялось в обществе за этот период отношение к белогвардейцам и красноармейцам, фильм Чухрая не утратил своей актуальности, ведь в нем было главное – правда чувств и характеров.

Олег Стриженов в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru Олег Стриженов в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru


А значит, в первой же своей работе режиссеру удалось реализовать кредо всей своей жизни, о котором он говорил: «Я считал, что фильм – это поступок, и стремился снимать так, чтобы не стыдиться своих поступков. Я думал, что у меня все впереди, надо только не врать своим зрителям, разговаривать с ними доверительно и честно, не брать на себя роль учителя, а рассказывать о жизни, о людях правду. Люди, считал я, живут в обстановке быта. Быт заедает их, и они не замечают красоты, таящейся вокруг. За деревьями не видят леса, не понимают, как прекрасен мир, не умеют отличить добро от подлости, а искусство очищает жизнь от быта и, не украшая ее, говорит о жизни правду. Вот почему правда искусства выше правды жизни». Взгляды на «правду жизни» со времен распада СССР изменились кардинально, а вот правда искусства осталась незыблемой и нетленной.

Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv


Марютка в «Сорок первом» осталась самой яркой ролью этой актрисы, которой было отведено всего 38 лет жизни.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/230521/49930/

 

Григорий Чухрай. Быль о солдате

К 100-летию со дня рождения автора фильма "Баллада о солдате" публикуем отрывки из его книги "Моя война"
Я думал о "Балладе", еще не зная ни ее названия, ни ее сюжета. Она жила во мне со времен войны, я ощущал ее как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шел в бой и кто не вернулся с войны. Я помнил, какими они были, и дал себе слово когда-нибудь рассказать о них людям. Григорий Чухрай
Григорий и Ирина Чухрай. 1944 год.
Григорий и Ирина Чухрай. 1944 год.

Когда в 1959 году "Балладу о солдате" выпустили в прокат, ее запретили показывать в крупных городах и столицах союзных республик. Получилось, что провинция увидела фильм раньше москвичей. Мои будущие родители в тот год уехали по распределению на целину, на Алтай и увидели фильм в Барнауле.

А в 1962-м, за пару недель до того, как мне придет пора появиться на свет, моя мама в третий раз пошла смотреть "Балладу о солдате". Мы уже были вместе.

Вернувшись домой, мама записала в дневнике: "Лента уже в некоторых местах порванная, поцарапанная, с белыми полосами (дай Бог каждой картине такую "несчастную" судьбу). Все уже знакомо до мелочей, до каждого слова и каждого кадра. Но не может не волновать. Вот сила подлинного искусства. После сеанса идут люди. Две старухи и старик. Он говорит: "Неужели снова сыновей на войну посылать?.." Старухи вздыхают".

Четырехлетнюю маму бабушка увозила из осажденной Одессы последним эшелоном. Когда в пути налетали немцы и начиналась бомбежка и все бросались из вагонов в лес, бабушка заталкивала внучку под нижнюю полку. У бабушки было больное сердце, она не могла бегать.

А будущий режиссер "Баллады о солдате" младший сержант Григорий Чухрай лежал тогда раненый в госпитале в Харькове. Ранение было сравнительно легким и вскоре 20-летнего Чухрая назначили командиром взвода престарелых ополченцев, работников торговли, которые и винтовку-то видели только в кино. Взводу приказали защищать станцию Харьков-Сортировочная.

О том, что было с Чухраем дальше, он рассказал сам в своих записках. Не буду их пересказывать.

Книгу "Моя война" Григорий Чухрай написал в конце жизни, в 1990-е. К тому времени его имя уже давно стояло в одном ряду с Федерико Феллини, Ингмаром Бергманом, Анджеем Вайда и Акирой Куросава. Но вот что странно: этой книги Чухрая почти никто не знает. Изданная двадцать лет назад маленьким тиражом, она больше не переиздавалась.

Мы хотя бы частично устраняем эту несправедливость. Перелистайте страницы "Моей войны", и вы неминуемо вспомните кадры великого фильма о солдате.

Кадр из фильма "Баллада о солдате".

"Моя война": Глазами десантника и режиссера

1941-й

На станции Харьков-Сортировочная к рельсам медленно двигались три танка.

- Нечего паниковать! Это наши танки! - спокойно объявил я. - Откуда здесь взяться немцам?

Но танки вздрогнули, и через наши головы, шелестя и шипя, полетели снаряды. Один... другой... третий...

- В ружье! - героически скомандовал я.

Но все мои вояки повалились на дно окопа и лежали не двигаясь. Я схватил свою винтовку и стал стрелять по танкам. Огонь со стороны немцев усилился. Снаряды летели через наши окопы, а мои солдаты бездействовали. Я отстреливался, бегал по окопу, матюгался и пинками сапог поднимал боевой дух своих "стариков". Они поднимались на ноги, но только я поворачивался к другим, эти снова оказывались на дне окопа. Между тем с нашей стороны заработала артиллерия. Теперь и наши снаряды, шипя, летели через наши головы и рвались вокруг танков. Шум боя усиливался. В углу окопа, от страха надев противогаз вверх трубой, лежал толстый мужчина. Я подбежал к нему и сорвал противогаз. На меня смотрели глаза, от страха потерявшие радужную оболочку.

- Если бы все люди были честными, - простонал он, - то и войны бы не было...

Я плюнул от омерзения и, схватив винтовку, снова начал стрелять. Танки попятились, развернулись и начали уходить. Наступила долгая тишина и только толстый философ всхлипывал, обхватив лысеющую голову руками. Не скоро кто-то из моих торгашей осмелился выглянуть из-за бруствера окопа, и я услышал победный крик:

- Они ушли! Мы победили!!!

"Хороши победители", - подумал я.

Телефонистка

Город Калач находится километрах в 120 к западу от Сталинграда. Пополнившись новым составом, наша дивизия была выдвинута еще километров на восемьдесят западнее Калача. Миновали станицу Облинскую, развернулись, заняли оборону и сразу стали рыть окопы. Знали: противник где-то на подходе. Но где?

Набросили "кошку" на телеграфные провода, стали звать:

- Мы Советская армия, кто-нибудь, отзовитесь!

В ответ тишина, только гудят провода. Когда иссякла надежда кого-нибудь услышать, вдруг тоненький голосок.

- Ой, слушаю!

- Кто ты?

- Телефонистка.

- Где ты находишься?

- В станице.

- Как называется станица?

- Чернышевская.

Станица Чернышевская в 30 километрах от нас.

- Что у вас делается?

- Наши ушли. Все попрятались. Я тоже ухожу.

- Ты комсомолка?

- Да.

- Ты нам поможешь, если будешь смотреть в окно и сообщать нам все, что увидишь.

Ответила не сразу упавшим от страха голоском.

- Хорошо...

Через несколько минут мы запросили:

- Девушка, ты еще там?

- Да.

- Не уходи. Смотри в окно.

- Я смотрю.

- Что видишь?

- Ничего. Только шум моторов.

- Самолеты?

- Не знаю.

Проходит еще немного времени. Вызываем - нет ответа. Повторяем вызов еще и еще - результат тот же. Решаем, что девушка ушла. И вдруг опять ее голосок, тяжело дышит в трубку:

- Вы слушаете?

- Да, слушаем. Почему не отвечала?

- Бегала смотреть... Немцы подходят к станице. Танки.

- Много?

- Да! Они вхо...

Связь прервалась на полуслове. Так мы узнали, что в Чернышевской уже немцы. Кто была эта девушка и что с ней стало потом - не знаю, но мне на всю жизнь запомнился ее испуганный голосок.

Отпуск

Все время, пока Ирина была в оккупации, мысли мои были о ней. Я боялся потерять ее. Теперь, когда Кавказ освобожден, я решил, что найду ее и женюсь. Последнее время я думал только об этом. Я слыхал, что за каждый прыжок в тыл врага по приказу Сталина полагался двухнедельный отпуск. Но никто этим приказом не пользовался. Это было как-то не принято. Я решил, что на этот раз я должен получить отпуск. Благо представилась командировка в Москву, я пришел на Кировскую в штаб ВДВ и попросил дать мне двухнедельный отпуск.

В те времена добраться до Ессентуков за неделю было практически невозможно. Я проявлял чудеса эквилибристики: перескакивал с одного эшелона на другой, ехал на площадке, окружающей котел паровоза, и на открытых платформах, и в паровозном тамбуре, и в буферах.

Только на пятый день пути, ночью, я оказался в Ессентуках. Пришел на улицу Луначарского и увидел, что на двери квартиры, в которой жила Ирина, висит большой амбарный замок. "Она у тетки! - решил я. - Надо найти тетку. Нельзя терять ни минуты!"

Адрес тетки я знал: Пятигорская, 17. Это на другом конце города. Бегом отправился на Пятигорскую. Город спал, погруженный во тьму. Номеров на домах не было видно. Чтобы добраться к номеру и разглядеть его, я попробовал подняться к нему по водосточной трубе. Она не выдержала нагрузки и оборвалась. Но по трубе следующего дома, я все-таки добрался до номера. В темноте рассмотреть номер было невозможно. Достал зажигалку, осветил - номер 13. Дальше вычислить, где находится 17-й, было нетрудно. Зашел в небольшой двор. Маленькие, похожие на сарайчики домики. Постучал в первый попавшийся. Там проснулись, переполошились, отперли дверь. Это была армянская семья. Узнав, что я ищу Ирину, побежали к такой же сараюшке у самых ворот и стали стучать в дверь.

- Дина Тихоновна, к вам приехали с фронта!

Тетя Дина хотела постелить мне постель, но я объяснил ей, что не могу задерживаться и, получив адрес Ирины, бросился на станцию к электричке.

Когда я приехал в Пятигорск, уже рассвело. Нашел двор, где жила Ирина, но будить ее так рано не стал: пусть поспит вдоволь. Решил пойти на базар и там подкрепиться. На базаре было пустынно, появлялись только первые торговцы. У одного из них я купил еще теплую кукурузную лепешку. Какая-то женщина принесла на базар ведро сирени. Я купил все ведро и с огромным букетом в руках отправился вновь по заветному адресу. Теперь я уже не стал ждать, а забарабанил в дверь.

- Кончайте спать! Гость приехал!..

Алеша Скворцов из "Баллады о солдате".

Последний бой

Когда "Баллада..." была снята, директор студии стал требовать, чтобы мы вырезали не понравившиеся ему эпизоды. Мы не соглашались.

Тогда он вызвал нашего монтажера Марию Николаевну Тимофееву.

- Ваш режиссер, - сказал он ей в моем присутствии, - возомнил себя Львом Толстым. Он отказывается вносить исправления в фильм. Студия не может выпустить в свет такой фильм. Я официально приказываю вам лично вырезать из фильма следующее...

Он протянул ей бумажку:

- Возьмите список и приступайте.

Женщина не двинулась с места.

- Вы что, не слышите?

- Товарищ директор, - сказала Мария Николаевна. - Я вас не только не слышу, я вас не вижу! Это фильм памяти тех, кто погиб за нашу Родину, за нас с вами. Портить его я не буду.

Тогда нас вызвал министр культуры Михайлов.

- У вашей картины, - сказал Михайлов, - пессимистический финал. Такой пессимизм недопустим в наших фильмах о войне. Ваш солдат умирает. А зачем нам печалить советского зрителя?

- Но о том-то и рассказ, - ответили мы, - что человечество потеряло одного хорошего человека, а это - большая потеря и большая печаль.

Министр обратился к директору картины:

- А что вы скажете про все это?

Директор картины, который четырежды останавливал съемки, говоря, что я снимаю вредное кино, заявил, что "Баллада..." позорит Советскую Армию. Я вообще-то сдержанный человек, но тут взорвался и заорал: "Ах ты, старый мерзавец! Ты всю войну просидел в Ашхабаде, а теперь защищаешь от меня, фронтовика, Советскую Армию?!".

Министр перепугался и тоже закричал: "Секретарь! Секретарь! Вызовите милиционера!".

А потом было партийное собрание "Мосфильма", где меня топтали за то, что я снимаю фильм несовременный. Я сказал:

- Вдовы еще не выплакали слез по погибшим, у фронтовиков еще раны не зажили, а вы уже называете этот фильм несовременным!

Из зала закричали:

- Не вешай нам на уши лапшу! Исключить его из партии!..

И постановили было исключить. Но кто-то вспомнил, что партия не только карает, но и воспитывает. И мне вкатили строгий выговор.


Полностью текст книги Григория Чухрая "Моя война" доступен на сайте Военная литература

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Чухрай Григорий Наумович.

Гвардии старший лейтенант.

Украинец.

Командир радиороты 9 отдельного гвардейского ордена Красной Звезды батальона связи (ОГОКЗБС).

1921 года рождения.

Член ВКП(б) с 1944 года.

В Красной Армии с 1939 года.

Участие в Отечественной войне: с мая 1942 г. Тамань; июнь - сентябрь 1942 г. Сталинградский фронт; ноябрь 1942 г. - февраль 1943 г. Донской фронт; сентябрь - октябрь 1943 г. 2-й Украинский (десантная операция); март - май 1945 г. 3-й Украинский фронт.

Ранения: 25 мая 1942 г. легкое ранение; 6 февраля 1943 г. тяжело ранен; 24 марта 1945 г. тяжело ранен.

Чем ранее награжден: медалью "За оборону Сталинграда" и орденом Красной Звезды.

 

НАГРАДНОЙ ЛИСТ
"В этом бою Чухрай лично застрелил из автомата 6 немцев..."

"В бою под Бакончернье..."

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига

Товарищ Чухрай, будучи нач. связи 332 гв. стрелкового полка, сумел организовать и обеспечить непрерывной связью командование полка на всю глубину боя, показав при этом умение и настойчивость в проведении замысла командира полка в жизнь. В бою под Бакончернье, в котором полк имел задачу выйти на шоссе и отрезать отход противника, гвардии старший лейтенант Чухрай с группой бойцов первый вырвался на шоссе и тем самым помог в осуществлении задачи полка. В этом бою он лично застрелил из автомата 6 немцев. Воспользовавшись ручным пулеметом одного из убитых им немцев, открыл огонь по врагам.

Лично захватил и доставил командиру полка одного контрольного немца. В этом бою товарищ гвардии старший лейтенант Чухрай был тяжело ранен.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество удостоен правительственной награды орден Отечественной войны 1 степени.

Командир 9 ОГОКЗБС Гв. майор Слюсаренко 14 октября 1945 г.

источник 

наверх