Она пережила двух царей и многих вождей советского периода, голосовала за первого российского президента, она видела войны и революции. Закурдаева была свидетельницей того, как создавался Советский Союз и как он рушился. Ее жизнь была непростой, наполненной лишениями и непрерывным трудом, она похоронила четырех мужей. Но в ней всегда была особая тяга к жизни. Конечно, сведения о ее биографии спутаны и порой противоречивы — ведь интересоваться ею всерьез начали тогда, когда многие события уже спутались в ее памяти, а ряд имен стерся.
Пелагея Осиповна Лавкина родилась (25 мая) 6 июня 1886 года в селе Новая Барда на Горном Алтае, в зажиточной семье Лавкиных. По ее воспоминаниям, мать звали Арина Артемовна, а отца — Осип Иванович. Хозяйство было большим: 5 коров, лошади, овцы, куры, гуси, утки, пасека.
В семье росли еще одна девочка и три мальчика.
В тот день, когда родилась Пелагея, отмечали 87-летний юбилей Пушкина, а впоследствии она пережила и его 200-летний юбилей. Впрочем, Пушкина ей в детстве читать не довелось — в школе учиться ей мать не дала, да и грамоте никто не обучал. Девочка все время тяжело работала. Когда однажды она попыталась принести домой книжки, чтобы почитать, мать тут же отнесла их обратно. А вот прясть ее заставляли с утра до ночи, до ряби в глазах. Правда, считать она научилась. Единственной отдушиной в молодости были походы на посиделки, когда собирались в избе и пели песни. |
В 1903 году семнадцатилетняя Пелагея вступила в брак с односельчанином, кузнецом Григорием, — это был единственный из ее 4 супругов, кто был старше ее. Семейная жизнь с ним продлилась лишь год, а затем муж ушел на войну и погиб в русско-японской войне. Вдове осталось лишь единственное фото, но такого качества, что ни погоны, ни знаки отличия на снимке были неразличимы.
А потом она потеряла и отца. По рассказам Пелагеи Осиповны, его сильно избили плетьми, когда сменилась власть. Избили так, что вся рубашка была в крови… Может быть, это были дело рук красных, а может быть, и колчаковцев.
Много лет прожив во вдовстве, Пелагея Осиповна вновь вышла замуж — за вдовца Афанасия Закурдаева, от которого и получила свою фамилию. По некоторым подсчетам, ей было тогда уже лет 50. Своих детей ей родить не довелось, но она стала заботливой матерью для троих детей своего супруга. Все они считали ее своей матерью.
Параллельно с хозяйственными хлопотами, она еще много трудилась в колхозе — они жили в селе Журавлиха Алтайского края. Особенно тяжело было во время войны. Сын Василий вернулся домой без ноги. Но о втором замужестве у нее остались очень теплые воспоминания, муж был заботливый, жалел свою супругу и во всем помогал ей. Они прожили в согласии 30 лет, а после его смерти внучка Пелагеи Осиповны, живущая в Ташкенте, позвала ее к себе, пообещав найти жениха. И Пелагея решилась на этот шаг! Ее избранником на этот раз стал белорус Сергей Романович (его фамилия выветрилась у нее из памяти). Несмотря на преклонный возраст — ей было ведь тогда уже 80, Закурдаева продолжала работать, занимаясь специфическим, но нужным делом: ходила отпевать покойников. Ташкент она очень полюбила — там хорошо было, тепло. "Глянулось мне там. Красивый город. И народ дружный", — говорила она.
Семейное счастье было недолгим — через 4 года бабушка овдовела, но вновь вышла замуж за немца по имени Карл. Он очень любил свою супругу и трепетно относился к ней. Но, оказалось, не судьба. Четвертый брак оказался самым коротким в жизни Закурдаевой. Через 5 месяцев после свадьбы супруг попал в автомобильную катастрофу. А еще через 3 месяца умер в результате полученных травм.
В Ташкенте она не осталось. В 1985 году, когда ей было уже 99, Закурдаева вернулась на Родину, на Алтай, в молодой городок Заринск, где проживала ее племянница Лидия, которая и помогала ей на протяжении многих лет. Там Пелагея Осиповна осталась до конца жизни.
Когда ее спрашивали, что она чаще вспоминает из своей жизни, она с юмором отвечала "Из жизни с кем?".
С годами характер у нее стал непростой. Ее племянница рассказывала, что бабушка может часами сидеть и молчать, а в случае чего и матом ее покрыть. Она сильно зависела от настроения. В моменты обострений племянница припугивала ее "богадельней", ведь Пелагея Осиповна не представляла себе жизни вне дома.
Корреспондентов Закурдаева встречала приветливо. Всегда наряжалась, причесывалась.
Закурдаева никогда не курила, зато имела пристрастие к нюханью табака. Это увлечение пришло к ней еще в ранней юности и даже спасало от головной боли. "Маленько понюхаешь, и все проходит, — говорила она. — Я и водочку в праздник выпиваю, стопочку одну". При этом за всю жизнь она выпила лишь пару таблеток. Да особо и не болела: за все годы ей сделали только одну операцию по удалению аппендикса. В еде была очень неприхотлива, и пока сохранялись зубы, обожала грызть семечки.
До последнего она хлопотала по дому, даже сама наряжала елку к Новому году. Правда, в последние годы почти не выходила из дома, особенно зимой. Днем она обязательно ложилась поспать. О том, что происходит в мире, ей рассказывал телевизор, который она могла смотреть чуть ли не целый день. Любимой ее передачей была программа "Что хочет женщина". На самолете Закурдаева летала только раз в жизни — боялась. Кроме Ташкента, бывала лишь в городах своего родного Алтая: Бийске, Горноалтайске и Барнауле.
|
Свежие комментарии