На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Одиссей
    Тоже мне бином Ньютона!!! Это явление может быть чЮдом для дремучих жителей Темных веков, но сейчас-то...  Фишка в т...Вопреки законам ф...
  • Воробей
    Автор вполне мог упростить описание установки, упомянув наиболее большой, и узнаваемый, её компонент.Вопреки законам ф...
  • Георгий Михалев
    Осциллограф не измеряет электромагнитные спектры, дальше эту чушь можно не читать.Вопреки законам ф...

"Святитель Николай", пароход и музей

В один из погожих июльских дней мы со Светланой решили прогуляться по набережной Енисея в Красноярске. И только потом я вспомнил, что эта наша прогулка совпала с Днем речного и морского флота. 
К сожалению, нам не удалось прокатиться, как мы рассчитывали, на теплоходе-глиссере «Енисейск» от краевого центра до пристани Усть-Мана (это где то в 40 км. от Красноярска). 
сн.1
Неудобным оказалось время: мы довольно поздно пришли, и возвращался теплоход обратно только в половине десятого вечером. А нам еще домой на такси добираться. 
В общем, решили отложить этот речной вояж до следующего раза, чтобы можно было отправиться с утра и вернуться домой во второй половине дня. 
А пока пошли гулять просто по набережной. Увы, в Красноярске она не из лучших по восточную сторону Урала. Я бывал на амурской набережной в Хабаровске, и был просто в восторге от того, что там увидел. А красноярская набережная благоустраивается очень вяло. Так что любовались мы преимущественно самим Енисеем, от которого в этот жаркий (до +34 в тени) день веяло спасительной прохладой. 
сн.22

сн.33
И тут наше внимание привлек вот этот старинный пароход. 
сн.4
Мы и раньше его нередко видели, когда по тем или иным причинам бывали на набережной. Знали также, что пароход со старинным названием «Святитель Николай» давно стоит на приколе и используется как музей. 
Но все как-то не удосуживались побывать внутри судна. А тут решили: раз смотреть больше нечего, зайдем. И не пожалели – внутри оказалось много интересного. Но прежде чем я начну выкладывать сделанные мной и Светланой снимки, немножко фактов из общедоступных источников об этом историческом пароходе. 
Построили его в 1886 году на деньги сибирского золотопромышленника Александра Сибирякова. Заложено судно было в Красноярске, в Тюмени для него изготовили железный корпус и четыре котла. А две паровые машины и специальную лебедку, при помощи которой пароход мог сам себя тащить через пороги, заказали в Швеции. 
Когда все это, наконец, оказалось в Красноярске, судно собрали, назвали в честь Николая Чудотворца (покровителя мореплавателей и путешественников) «Святитель Николай», и спустили на воду. 
Команда парохода состояла из 12 человек, он мог взять на борт несколько десятков пассажиров(смотрительница музея назвала цифру даже в 130 человек!).


сн.5

«Святитель Николай» ходил по Енисею на север до Енисейска и на юг до Минусинска. 
Прославился он тем, что во время своего путешествия в Японию цесаревич Н.А. Романов (будущий царь Николай II) 1 июля 1891 года прибыл в Красноярск из распложенного на противоположной стороне Енисея села Берёзовского. 
По сути, он просто переправился через реку, и находился на пароходе всего 2 часа. Тем не менее, факт этот – исторический, и занесен в анналы истории Енисейского речного пароходства и Красноярской губернии. 
Как и другой, не менее значимый (для периода советской истории – разумеется, более весомый) факт: через шесть лет, 30 апреля 1897 года на этом же пароходе из Красноярска до Новосёлово по пути на место своей ссылки в Минусинск, вместе со своими соратниками В. В. Старковым и Г. М. Кржижановским проследовал будущий вождь мирового пролетариата В. И. Ульянов (Ленин). 
И естественно, после многих лет курсирования по реке - сначала как грузопассажирский пароход (до 1927 года), а затем как самоходная нефтеналивная баржа, судно это, в конце концов, пообносилось, морально устарело, и было отправлено на краевое кладбище кораблей. 
Но спустя десять лет, в 1970-м, в год 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, о пароходе вспомнили, восстановили и вернули к красноярскому причалу уже в виде судна-музея. 
В каковом качестве он пребывает и по сию пору. Иногда, конечно, ремонтируясь, меняя экспозиции, проводя различные выставки силами Красноярского краеведческого музея, на чьем балансе и находится. 
Ну, а теперь прошу следовать за нами, в небольшую экскурсию по пароходу-музею.
сн.66
Это верхняя палуба, по соседству с дымовой трубой. Котлы топились дровами, и в топках парохода их сгорел не один десяток кубометров. 
сн.77
Тоже верхняя палуба, но с видом на нос судна.
сн.88
Огромное гребное колесо достает до верхней палубы. Светка стоит на его кожухе.
сн.9
Это, понятно, рулевая рубка.
сн.100
В этом тесном кубрике на шесть человек несколько дней плыл до места своей ссылки Ленин.
сн.111
А в этой каюте - переправлялся через Енисей один царевич Николай. Ну и где она, социальная справедливость? Вот потому-то революция и победила!
сн.12
В связи с 400-летием дома Романовых на пароходе организована большая выставка, посвященная царственным особам. В этой большой экспозиции есть манекены молодых еще Николая II и его царственной супружницы Александры. Светка с ними обращается запросто. Ну-ну, а как приснятся?..
сн.13
Есть даже макет царского трона!
сн.14
Узнаете, кто это? Тот самый легендарный командор Николай Резанов... Ну, из "Юноны и Авось". Вспомнили?
сн.15
А это бедная Кончита, которая так и не дождалась своего возлюбленного (напомню, что Резанов по дороге в Америку заболел и умер в Красноярске, здесь же похоронен. Кому интересен более подробный рассказ о судьбах этих удивительных людей, прошу сюда:http://d-pankratov.ru/archives/661 ). Экспозиция составлена по поводу доставки земли с могилы Кончиты и развеянии ее на месте последнего упокоения командора. Но еще одна колба с американской землей осталась. Вон она, под портретом Кончиты.
сн.16
Экспонаты времен освоения русскими Америки.
сн.17
А здесь выставлены макеты пород рыбы, водящейся (ну или водившейся) в енисейских водах.
сн.18
Собрание Петровских Указов, отпечатанных по велению Анны Иоановны в конце 18-го века. Оригинал!
сн.19
Забыли показать машинное отделение.
сн.20
Неподалеку высится здание речного вокзала, построенного в 50-е годы, ставшего ненужным в 2000-ные, и сейчас выставленного на торги. Даже облезлое, оно, это здание, остается красивым и величественным. 
Ну, у меня все.

Было очень жарко, и мы быстренько свернули экскурсию и уехали домой.

Делитесь своими достопримечательностями, друзья мои!
Мы вот со Светкой не пожалели того часа или чуть больше, потраченного на знакомство с историческим пароходом «Святитель Николай» - памятные места своего города надо знать! И не только мы – десятки, сотни красноярцев и гостей города ежедневно посещают этот необычный музейный комплекс.

Картина дня

наверх