Семнадцатого июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственные страстотерпцы, хоть прославлены, но только в лике страстотерпцев. Об этом лике надо сказать особо. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как, например, мученики первых веков, которых язычники распинали, казнили и заставляли отрекаться от христианства, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси народом почитался равным подвигу подражания Христу. Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности. Но в церковной иерархии канонизация в этом лике является низшей. Почему так случилось и поставлена ли последняя точка в этой истории?
Икона "Царственные страстотерпцы" посвящена расстрелянной царской семье, прославленной РПЦ в лике страстотерпцев. Об этом лике надо сказать особо. Из разного отношения к нему вытекает разная оценка подвига царской семьи в народе и церкви.
Это разногласие сегодня, после многолетней борьбы за канонизацию семьи в РПЦ и ее завершения в 2000 году, ушло вглубь - в многочисленность и борьбу иконографических образов царственных мучеников.
Разобравшись в этих разногласиях, можно найти, как мне кажется, ключ к разгадке спорных, с точки зрения специалистов, образов и к невозможности прийти к единому.
Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как, например, мученики первых веков, которых язычники распинали, казнили и заставляли отрекаться от христианства, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу. Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
В церкви канонизация в этом лике считается низшей, в основном такой чести удостаиваются миряне, что само по себе достаточное редкое явление, хотя именно с этого чина на Руси вообще начинается прославление и почитание святых (XI век). Главным почитателем святыхстрастотерпцев и их подвига непротивления является народ, он считает его высшим подвигом.
Самый яркий пример - Борис и Глеб, первые на Руси канонизированные в лике святых вообще и, в частности, в лике святых страстотерпцев. «Сказание» о братьях неизвестного автора рассказывает, как Борис узнает о том, что его хочет убить брат, но он принимает решение не сопротивляться смерти, несмотря на уговоры своей дружины.
Тому же примеру следует и младший брат Бориса - Глеб. В «Сказании» смертный подвиг братьев лишен всякого героизма, наоборот, в нем подчеркивается их человеческая слабость, горький плач перед смертью, нежелание умирать.
Во всех русских сказаниях о страстотерпцах акцент делается не на политической деятельности святых, и не на их жизни, а на исполнении ими христианской заповеди любви и подражания Господу. Даже если некоторые из них в жизни были слабыми и неудачниками, народ почитает их, оценивая намерения и жертвенность их смерти.
Этой христианской идеи не было в Византии, которая канонизировала царей за их заслуги перед православием. Она родилась только на Руси, из любви и милосердия. Русский народ почитает непротивление как высший человеческий подвиг, непротивленцы-страстотерпцы становятся во главу всех русских святых, поскольку их вольное мучение и добровольная смерть - полное исполнение евангельского смирения, любви и кротости.
Греческая церковь, поставлявшая на Руси в XI веке митрополитов из числа своих представителей, очень сильно и долго сопротивлялась канонизации. Но глубокое почитание святых русским народом, сломило их долгое сопротивление и каноническое сомнение. Подобное же повторилось спустя десять столетий в истории с канонизацией царской семьи.
История ее канонизации длилась более 70 лет. В 1928 году царская семья причислена к лику святых мучеников Катакомбной церковью*. В 1934 году убиенных в том же лике канонизировала Сербская Православная Церковь.
В 1981 году Русская Церковь За рубежом (РПЦЗ) прославила их как святых мучеников, причислив к ним и четырех слуг, расстрелянных в ту же ночь. Дольше всех не могла определиться с канонизацией царственной семьи и с ликом их прославления Московская Патриархия.
Перед собором 2000 года, когда должен был окончательно решиться вопрос с их канонизацией, было написано две иконы новомучеников российских: с царственными мучениками в центре и без них.
Правда, закончена была только первая. Наконец, после долгого изучения и исследования материалов специальной синодальной комиссией царская семья 20 августа 2000 года года Собором РПЦ причислена к лику святых страстотерпцев.
При этом слуги семьи, расстрелянные вместе с семьей, не были канонизированы Московской патриархией, в отличие от РПЦ(З).
В силу того, что канонизация шла очень сложно и долго, в том числе и по политическим мотивам, в разных церквях царская семья канонизировалась в разных ликах (как мученики, как страстотерпцы, как мученики и страстотерпцы). Разное отношение к ним в церкви и народе нашло отражение в многочисленных иконографических образах.
Существует уже около сотни различных образов, отражающих видение тем или иным иконописцем подвига царской семьи. Первые иконы с их образами были написаны за рубежом и уже оттуда пришли в Россию.
Потом стали появляться иконы царственныхстрастотерпцев, писанные российскими иконописцами. Мы посмотрим только два образа из этого множества, которые интересны как варианты смысловых акцентов, выраженных в сюжетном изображении страстотерпцев и в цветовом решении их духовного образа.
Главным при написании иконы является ее узнаваемость: с первого взгляда должно быть понятно, что за икона перед нами.
Можно назвать три особенности, по которым распознаешь икону царственных страстотерпцев: наличие на иконе всей семьи; наличие креста, как символа их мученичества и победы; обилие красного цвета – цвета пламенной веры, мученичества, царственности и пасхальной радости одновременно.
С этой точки зрения первая икона больше соответствует этим требоаваниям: она проста, узнаваема, лаконична, имеет простые цветовые решения, общепризнаные в иконографии как символы мученичества, чистоты и нетварности. Многие специалисты отмечают некоторые канонические неточности изображения: например, царь и царевна Татиана держат крест левой рукой, хотя он должен держаться правой. У царицы вообще нет креста. На первом плане – царевич Алексей, а не царь, как глава семейства. Отмечаются и другие неточности.
Но, на мой взгляд, эти неточности компенсируются точной цветовой гаммой, которая является в иконе главной. Вся икона выполнена в основных иконописных цветах: красном, белом и золотом. Сам сюжет при этом отходит на второй план. Икона делает акцент на красном - цвете мученичества, жертвенности и царственности семьи.
В красном выполнены и некоторые элементы одежды, что подчеркивает их личную жертвенность. Красные венцы являются одновременно символом царственности и мученичества.
Такой же силой обладает на иконе Белый цвет, цвет Нетварности и Вечности. Он символизирует святость, праведность и непорочность душ. Белые ризы всех членов царственной семьи сливаются в единый образ, делая всю семью неделимым целым и центром композиции.
Дополняет основные цвета иконы золотой цвет - цвет Божественной благодати. Золото нимбов и золотые ассисты, которыми прорисовывается одежда страстотерпцев, подчеркивает Божественность Вечной жизни, в которой они пребывают.
Зеленый цвет земли утверждает радость жизни, веру в Возрождение России, за которую они пролили кровь. Над всем образом вверху, освящая их, находится образ Богородицы «Державная», обретенная в год отречения царя от престола.
По-другому решен образ на второй иконе. Основа иконы – сюжет, а не цвет. Очень тщательно вырисована каждая фигура, до копирования, например, военных мундиров царя и царевича, санитарных одежд царицы и ее старших дочерей Татианы и Ольги - сестер-милосердия. Одежда младших сестер – вполне светская, подчеркивающая, что они не несли никакого служения, а находились дома. Этот стиль ближе к католическому письму, так как, приближен к земному, в отличие от первого образа, делающего акцент на символическом.
Царь – центр композиции. Но одежда выписана так, что каждый из членов семьи выглядит отдельно, их единство подчеркивается не целостностью и цветовой гаммой, а группировкой. Мученичество подчеркнуто красной мантией царевича Алексея, единственного, облаченного в этот цвет. Царственность подчеркнута коронами.
Основной фон – золотой и зеленый. Первый указывает на Божественность Вечной жизни, второй – на Возрождение и новую жизнь. Земля на иконе решена в темно-синем небесном цвете, которая отражается на сапогах и в одежде женских фигур. За обилием на иконе деталей и локальных цветов теряется лаконичность образа, так как, они оттягивают на себя много внимания, скрывая основной смысл подвига.
Но это мое личное мнение. Всякий, кто желает познакомиться с иконографией царственных страстотерпцев, может найти их изображения от монархических до маргинальных, и выбрать из них тот, что ближе по духу. Также волен каждый иметь свою интерпретацию образов, потому что каждому он открывается по-своему.
Примечание:
* Катакомбная или истинно-православная церковь (ИПЦ) - это представители русского духовенства и общин, не признающих юрисдикцию Московской патриархии, обвиняя ее в сотрудничестве с коммунистическими властями.
Тина Гай
Свежие комментарии