На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Одиссей
    Коридор - он не такой уж коридор. Это, скорее, перекресток: Белоруссия - Калининград и Польша - Литва. Так что, не то...Что означает возн...
  • Grandad
    Зачем это болото нам? Проще вернуть отданную Сталиным южную часть Литвы вместе с Вильно (Вильнюс), которые ей раньше ...Что означает возн...
  • Горыныч
    Аляску.Что означает возн...

Пенсия — это продолжение жизни

Главное, что я знаю о пенсии, — это то, что она неизбежна. В этом я похож на подавляющее большинство населения РФ. Если верить социологическим опросам, самое смутное представление о пенсионных перспективах имеют практически все российские граждане за небольшим исключением. Все знают, что она наступит, но втайне надеются, что это случится с кем-то другим. Тем не менее готовиться надо, уверен Дмитрий КОШКИН.

Что же люди думают о предстоящей пенсии? Сверился с упомянутыми уже социологическими опросами: 40% респондентов, то есть без малого половина российских граждан уверены, что выход на пенсию ведет «к нищете, безнадежности и бессилию». При этом 77% россиян полагают, что пенсия не является достаточным обеспечением нормальной жизни. Это данные исследовательского холдинга «Ромир», который задал соответствующие вопросы 1 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 50 лет. Только 6% респондентов, выяснил «Ромир», надеются «достойно прожить» на пенсионные выплаты. 

Все это, на мой взгляд, очень недвусмысленно объясняет широко распространенное у российской публики мнение: трудиться нужно до смерти. Мне, однако, больше нравится думать о пенсии как о «заслуженном отдыхе, позволяющем вести спокойный и размеренный образ жизни». Между прочим, несмотря на социальные страхи и материальные опасения, так о ней думают (или мечтают) 67% собеседников социологов «Ромира». «Я, может, только жить начинаю. На пенсию перехожу» — такой фразой я бы хотел обрисовать свои ожидания от завершения трудовой деятельности.

При этом я (как и 77% соотечественников) далек от идеалистической идеи прожить на пенсионные выплаты. В отличие от почтальона Печкина, немногие готовы передвигаться лишь на велосипеде. Даже в период заслуженного отдыха. Довольствоваться зарплатой сельского почтальона еще до выхода на пенсию желающих тоже, думаю, мало. Возникает законный вопрос: много ли надо, чтобы встретить старость? Скажите, Шура, честно, сколько вам денег надо для счастья? В отличие от Балаганова, мало кто из предпенсионеров сможет назвать точную сумму. В любом случае она будет выше, чем указана в «письме счастья» от ПФР.

Наиболее рекламируемым нынче способом повысить пенсионные выплаты является участие в негосударственном пенсионном фонде. Чем раньше начать делать дополнительные взносы, тем больше отдачи можно ожидать на финише, утверждают представители НПФ. Впрочем, потенциальные клиенты таких фондов часто отказываются от инвестиций. Дело в том, что деньги надо начинать платить прямо сейчас и делать это регулярно. А россияне, как известно, любят задаваться философскими вопросами: а вдруг я не доживу до пенсии, и где гарантия, что деньги не обесценятся после очередного финансового кризиса?

Тем не менее воспользоваться возможностью сделать вклады в негосударственные пенсионные фонды готовы 14% российских граждан, выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения. ВЦИОМ обнародовал своего рода рейтинг популярности классических финансовых инструментов подготовки к пенсии: открыть денежный вклад или депозит в банке готовы 23% граждан, личным накоплениям отдают предпочтение 18% опрошенных, вкладам в негосударственные пенсионные фонды, как уже говорилось, — 14%. Исследователи также приводят информацию о готовности россиян после выхода на пенсию использовать альтернативные способы накоплений. Так, вложениям в недвижимость доверяют 18%.

Пожалуй, я на стороне последних. Именно такие вложения, на мой обывательский взгляд, являются оптимальным способом финансовой подготовки к пенсии сразу по нескольким критериям. Во-первых, они позволяют побороть основанный на опыте страх любого русского человека перед девальвацией накоплений. Финансовые кризисы приходят и уходят, курсы валют скачут туда и сюда, а цена на недвижимость растет или остается стабильной на протяжении многих лет. Во-вторых, это не только возможность сохранить средства, но и получать стабильный доход на пенсии. 

Мне, например, по душе такой сценарий. Пенсионер, воспользовавшийся своим долгожданным правом на заслуженный отдых, сдает свою квартиру, допустим, в Москве и уезжает жить в деревню или на дачу. Чтобы было куда уехать, конечно, надо загодя озаботиться покупкой-постройкой дома. Это тоже, кстати, вложение в недвижимость и землю. Дополнительные средства понадобятся на то, чтобы сделать дачу пригодной для всесезонного проживания. Если всеми этими вопросами озаботиться в работоспособном возрасте, то на пенсии можно получать гарантированный доход. Арендная плата за однокомнатную квартиру в столице составляет 30–40 тысяч рублей, «двушки» — 40–50 тысяч рублей. В провинции тарифы, конечно, скромнее, но все равно это неплохая прибавка к пенсии. 

Как известно, не в деньгах счастье. Более того, счастье даже не в их количестве. Полагаю, эта философская концепция к моменту выхода на пенсию должна стать практическим руководством для большинства россиян. Я давно обратил внимание, что жизнь напоминает сообщающиеся сосуды. В сосуде А денег убавилось — значит, в сосуде B должно чего-то прибавиться. Чего конкретно? Думаю, терпения и жизненного опыта. Мой жизненный опыт подсказывает, что, когда денег мало, надо перестать их тратить. В данном случае сообщающиеся сосуды — это бюджет и расходы. Я очень хорошо понимаю, что последний рабочий день — тот порог, за которым должна произойти психологическая и физиологическая перестройка организма. Организм должен научиться жить в агрессивной среде хронического малоденежья.

Прежде всего, полагаю, следует разобраться с затратными привычками. Над чем тут можно поработать? Наиболее затратной представляется прежде всего сама привычка жить. Но с этим трудно бороться. Что остается? Допустим, привычка хорошо поесть. Тут большой простор для маневра. Обеды и ужины в заведениях общепита можно вовсе отменить. Едим, так сказать, дома. Но и на кухне хотелось бы обойтись без крайностей. Я имею в виду рецепт экс-министр труда Саратовской области, которая уверяла, что неработающий пенсионер вполне способен прожить на 3,5 тысячи рублей в месяц на «кефире и макарошках» (судя по тому, что дама была уволена, высокопоставленных поклонников у такой диеты тоже не нашлось).  

Еще одна весомая статья расходов (не для всех) — сигареты и спиртное. Довольно много возможностей для экономии — вплоть до полного моратория. Бонусом является то, что, как говорят, можно одновременно сэкономить на лекарствах и докторах. В моем окружении есть как адепты этой концепции (полный отказ от алкоголя и табака), так и яростные противники. Тут каждый решает сам. Хотя Минздрав дает понять, что это не повод для дискуссии. «Наши эксперты вывели основные пять показателей, которые составляют здоровый образ жизни, с помощью математики. Оказалось, первое — не курить», — заявила недавно главный внештатный специалист Минздрава РФ пo терапии и общей практике Оксана Драпкина. Затем в этом списке правильное питание — употребление овощей и фруктов; отказ от соли (употребление не более 5 граммов соли в сутки); физическая активность. Пятым пунктом значится, как вы понимаете, уменьшение потребления алкоголя (дозы Минздрав не называет). 

Налоги, оплата ЖКХ и другие обязательные платежи. Пенсионер располагает большим количеством социальных льгот и возможностей минимизировать траты. Надо, видимо, взять за правило быть в курсе правовых аспектов проблемы, не лениться изучать необходимые источники информации.

Владение автомобилем, кстати, тоже становится признаком роскоши. В булочную, как выясняется, нашим людям дешевле порой добраться на такси. Россиянам, которые проезжают меньше 5388 км в год, ездить на такси в перспективе 10 лет выйдет дешевле, чем купить личный автомобиль и пользоваться им, сообщает нам исследование HSBC. Дело в том, что в РФ относительно низкий уровень доходов граждан, что делает затруднительной покупку личного авто. В то же время тарифы на услуги такси в стране сейчас сравнительно низкие. Добавлю, что услуги каршеринга обойдутся еще дешевле. На таком автомобиле можно, например, привезти тележку продуктов из супермаркета, перевезти тяжелые вещи, съездить в поликлинику. Отказ от личного автомобиля, в свою очередь, означает прекращение трат на бензин, сервисное обслуживание, страховку, ремонт машины, транспортный налог и т. д. Если вдуматься, каршеринг сулит много приятных возможностей не только хипстерам, но и пенсионерам.

Полагаю, способность пенсионера оставаться в курсе технологических новинок — сама по себе потенциальный источник пополнения бюджета или его экономии. Я бы назвал это возможностью цифровизации полученных ранее навыков. Современная среда позволяет, оставаясь на «заслуженном отдыхе», быть полезным обществу и получать за это эквивалентное вознаграждение. Допустим, с помощью сервиса вроде YouDo можно продать руки или интеллект (транспортные услуги, ремонт, репетиторство и т. д). Множество компаний практикует выполнение работ в удаленном доступе и разном объеме. Думаю, этот рынок будет стремительно расти, поскольку содержание офисного работника обходится все дороже. Также, на мой взгляд, серьезно недооценены пока для пенсионеров перспективы социальных сетей. Пенсионеры — члены сетевого сообщества могут обмениваться продуктами или услугами на выгодных условиях. Например, пенсионер Петров, который выращивает картошку и редиску в Калужской области, может поставить товар по сходной цене пенсионерке Ивановой из Москвы. При этом любительница экологически чистой продукции Иванова для минимизации расходов взяла в долю десяток подруг и соседей. А пенсионер Михайлов берется доставить им товар. Возможны даже бартерные отношения: мастер может починить хозяйке розетку, а получить за работу вязаные шерстяные носки.

У меня есть сомнение в том, что государство способно обеспечить материальное благополучие стариков. А с учетом того, что число пенсионеров на душу работающего населения год от года растет, сомнение это крепнет. Не исключаю, что за подобной социальной самоорганизацией пожилых граждан будущее. Возможно, через такие сообщества люди просто будут поддерживать стариков, например, делая адресные денежные переводы или, допустим, приглашая оказать символические услуги за вознаграждение.

Не надо паниковать — будущее может оказаться приятнее, чем ожидается. В конце концов, жизнь сильно зависит о того, что мы о ней думаем.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх