На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий анин
    Еврей Зеленский —...
  • Игорь Петров
    Еврей Зеленский —...
  • Дмитрий Федорович
    В этой статье признаётся,что Россия управляемая США.Почему то все их планы относительно нашей страны сбываются.Пора б...Что означает возн...

Наполнить жизнь смыслом. Какой должен быть уход за людьми пожилого возраста

По данным демографиче­ского прогноза Росстата, доля людей старше трудо­способного возраста к 2025 г. увеличится в нашей стране до 27,7% и составит 40,5 млн человек.

Теперь появилась новая профессия: помощник по уходу. Теперь появилась новая профессия: помощник по уходу. © / Shutterstock.com

Прогнозы о старении населения диктуют новый взгляд на то, какой должна быть поддержка старшего поколения.

Наполнить жизнь смыслом

К сожалению, остановить процесс старения населения мы пока не можем. И вопросы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами стали одним из приоритетов государственной социальной политики. В декабре 2017-го правитель­ство, выполняя поручение президента, утвердило комплекс мер по соз­данию такой системы.

Главной её целью определили обеспечение достойного образа жизни и максимальной реабилитации людям, нуждающимся в уходе, организацию поддержки их семьям. Реализуют проект совместно Минтруд, Минздрав, Агентство стратегических инициатив, региональные власти, а также благотворительный фонд «Старость в радость».

По мнению руководителя фонда Елизаветы Олескиной, «теперь меняются сами стандарты, подходы к работе. Сейчас необходимо, чтобы каждый человек, которого мы поддерживаем в стационаре или на дому, был не только обихожен, но и мог заниматься интересным делом, сохраняя по возможности привычный образ жизни, чтобы его жизнь была наполнена смыслом».

И если в странах Запада система долговременного ухода сегодня не просто работает, а уже реформируется, то у нас она только создаётся. Участники III Форума социальных инноваций регионов, который в конце июня прошёл в Москве, называли благоприятные предпосылки к тому, чтобы она наконец появилась. Во-первых, есть намерение со стороны власти, выразившееся в нацпроекте «Демография». Во-вторых, есть негосударственные организации (НКО), которые могут быть соратниками госучреждений соцзащиты и здравоохранения, есть и опробованные уже инновации. В-третьих, федеральный бюджет готов выделить на эти цели 10,7 млрд руб. в ближайшие 6 лет.

Для лёгких и тяжёлых

Пилотный проект реализации новой программы долговременного ухода в 2018 г. начался в 6 регионах страны. Теперь регионов уже 12. Работать «пилоты» будут до 2020 г., затем с учётом наработанного опыта система должна распространиться на всю страну.

«Пионерам», по словам Е. Олескиной, надо в первую очередь понять, кто их клиенты. Однако типизировать нужно не людей, а их физическое состояние, чтобы адекватно оценить, какая требуется помощь. Начинали с самых тяжёлых, потому что это самая многочисленная группа. Но пришли к выводу, что помощь надо оказывать и на ранних стадиях, чтобы потом всем жилось проще.

Кто они, самые тяжёлые? По понятным причинам, лежачие и люди с тяжёлыми психическими нарушениями. «Кроме оказания помощи здесь и сейчас, – рассказала руководитель фонда «Старость в радость», – ориентируемся на увеличение продолжительности жизни. К этому в процессе внедрения системы долговременного ухода не прийти невозможно. Не может на этом пути не случиться и повышения качества жизни людей».

Первые результаты проекта заставили сделать вывод: людей с лёгкой стадией важно удерживать в активной жизни, а для этого необходима социализация. Ну а самым тяжёлым нужно повышение качества жизни – тогда и им будет легче, и родственники выдохнут. Здесь имеется в виду и паллиативная помощь тоже.

Резкий скачок в продолжительности жизни даёт уход в средней группе – даже небольшие усилия имеют самый большой отклик. Поэтому так важны сервисы для таких людей, которые запускаются в рамках новой системы.

На основе опыта работы «пилотов» не только разрабатываются методология и единые стандарты оказания помощи, но и проводится обучение как профессионалов, так и членов семей пожилых и больных людей. Плюс ведётся подготовка социальных координаторов, которые будут курировать нуждающихся в уходе. Налаживается снабжение необходимыми техническими средствами ухода, отрабатывается взаимодей­ствие между государственными учреждениями социальной защиты и здравоохранения и негосударственными организациями, участвующими в этом.

«Одна из задач для всех «пилотов» – создать градации нуждаемости, а также сформировать перечень услуг, в которых нуждаются люди на каждой ступеньке, причём максимально дифференцированный перечень, вплоть до манипуляций», – считает Олескина.

Новая профессия: помощник по уходу

По словам 1-го замминистра труда и соцзащиты России Алексея Вовченко, один из важных результатов работы пилотной программы – принятие профессионального стандарта помощника по уходу. Вместе с появлением новой профессии появились и новые штатные единицы в центрах социального обслуживания.

«До 2024 г. будет происходить расширение практики взаимодействия социальных и медицинских служб: это и выездные формы, и мобильные междисциплинарные бригады, и синхронизация предоставления обслуживания и патронажной службы. Кроме того, это развитие программ поддержки семейного ухода, развитие практики привлечения негосударственных организаций к оказанию таких услуг. Ещё одно важное направление – переобучение персонала социальных учреждений для работы в новой системе – без этого мы не сдвинемся», – рассказал он.

Лежачие становятся маломобильными, а малобильные – ходячими

Представители «пилотных» регионов, в которых отрабатывается новая система долговременного ухода, периодически встречаются и обмениваются опытом. Произошла такая встреча и на полях июньского форума социальных инноваций.

Интересным оказался опыт Рязан­ской области, где креативность «пилота» дала сразу несколько позитивных примеров.

По словам 1-го зам­министра труда и соц­защиты области Дениса Бокова, здесь нет проблем с набором сиделок – в отличие от некоторых других регионов, где даже за достаточно приличные день­ги люди на такую работу соглашаются крайне редко. В Рязанской области сиделки и обучаются, и работают с удоволь­ствием. «Люди должны верить в то, что они делают, – считает Боков. – Можно отсидеть по 100 часов на курсах, но если не поменять менталитет, то есть не принять новые условия и правила, дело с мёртвой точки не сдвинется».

В области обучают правилам ухода родственников людей, нуждающихся в этом, причём даже тех, кто не может позволить себе прийти на курсы. Специа­листы приезжают к ним домой вместе с оборудованием, или обучение ведётся дистанционно.

«Мы видим, как улучшаются условия обслуживания на дому и в стационарах, и, как результат, лежачие становятся маломобильными, а маломобильные – ходячими, – сказал Боков. – Отсюда снижение госпитализации на 2% и вызовов скорой помощи – на 5%».

Ещё с 2015 г. Рязанская область с заявительного перешла на выявительный принцип обслуживания пациентов. В результате помощью обеспечены практически 100% нуждающихся.

Иркутскую область выручила внедрённая какое-то время назад система социальных участковых. Сейчас в муниципалитетах работают на таких позициях 400 человек. Они хорошо владеют информацией о состоянии пожилых людей и стали для новой системы долговременного ухода боевым отрядом. Но тем не менее начали здесь пилотный проект с подворового обхода и за год выявили 3 тыс. нуждающихся в помощи жителей.

Зампредседателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова рассказала на одной из сессий форума, что главное для Приангарья сейчас – наладить подготовку новых кадров для системы долговременного ухода.

«В процессе реализации проекта обнаружилось, что соцзащита к изменениям оказалась более подготовленной, нежели здравоохранение», – уточнила она.

Поэтому сейчас в области отрабатывают межведомственное взаимодей­ствие, понимая, что информационный обмен между разными структурами помогает оперативно выявить и своевременно помочь нуждающимся в уходе людям. Кстати, иркутяне провели опрос и на основании его результатов ввели 31 услугу – в дополнение к тем, что предусмотрены пилотным проектом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх