На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Дочка с зятем сволочи.Всё для них мат делала, а выгнали её и даже не попрощались.Вот соседи - так это люди,приняли Та...Ты, мама, нам бол...
  • Олег Самойлов
    Ну, истчо ба! Этот стратех мигом ввалит супостату! Бярехись, гейжопа!Лукашенко: мы не ...
  • Ирина Галивец
    Слава Богу! Соседи приняли, а дочке все вернется.Ты, мама, нам бол...

Правительство против деофшоризации? Не всё так просто

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил предложение о принудительном переводе акций и депозитарных расписок российских холдинговых компаний с зарубежных бирж. РСПП обосновывает это тем, что бизнес холдинговой компании может потерять управляемость, а его бенефициары не в состоянии получать дивиденды в виду западных рестрикций.

По мнению объединения эти проблемы можно решить через принудительный перевод ценных бумаг в российскую финансовую инфраструктуру, а для их владельцев-резидентов будут выпущены замещающие бумаги, к которым они получат доступ. Предлагается сформировать перечень экономически значимых организаций (ЭЗО), для которых замещающие бумаги будут выпускаться по заявлению бенефициара.

Вроде бы предложение звучит здраво. Любой перевод активов с Запада в Россию - безусловное благо. Однако если бы всё было так просто, то правительство давно бы одобрило данную инициативу, а не отвечало отказом.

Доклад заместителя министра экономического развития Ильи Торосова в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова содержит критику предложения РСПП. Впрочем, она является обоснованной лишь частично.

Так, Торосов пишет, что реализация проекта лишает иностранных бенефициаров права собственности. Якобы произойдет внесудебное "отжатие" активов. Критикуется универсальность концепции, которая на практике вряд может быть применима ко всем организациям без исключения, исходя из разной структуры собственности и корпоративного управления.

Данные аргументы Торосова, конечно, притянуты за уши. Беспокоиться о правах собственности иностранцев из недружественных государств в нынешней ситуации вряд ли разумно. В первую очередь необходимо думать о наших гражданах и о собственных интересах. Тем более, замороженные акции и расписки - это десятки (а то и сотни) миллиардов долларов, изъятых из нашей экономики.

Впрочем, последний аргумент Торосова является вполне обоснованным. Заместитель министра пишет, что в настоящий момент уже действует указ Президента, который позволяет не учитывать голоса акционеров из недружественных государств при принятии корпоративных решений.

И, действительно, к настоящему моменту нет ни одного случая, когда наличие ценных бумаг на иностранных биржах мешало бы российской компании принимать те или иные управленческие решения. Да и, если говорить о дивидендах, то компании отказываются от их выплат не из-за доли free-float на иностранной бирже, а из-за офшорной прописки материнских компаний.

Получается, аргументы РСПП также весьма сомнительны.

Дело здесь в ином. В конце февраля - начале марта прошлого года произошел обвал котировок акций и расписок российских компаний, обращающихся за рубежом. Бумаги теряли до 90% своей стоимости. Естественно, этим не могли не воспользоваться наши ушлые бизнесмены, скупая активы за бесценок и заранее рассчитывая, что рано или поздно произойдет их принудительный перевод в Россию. Доступ будет получен, но стоимость ценных бумаг станет уже рыночной.

Естественно, в правительстве это понимают и не спешат одаривать хитрецов миллиардами. К тому же, в случае массовой продажи уже конвертированных акций на Мосбирже произойдет обвал котировок. То есть, заработок одних случится за счет обеднения других.

С другой стороны, ситуация, когда акции и депозитарные расписки наших компаний заморожены за рубежом - тоже не нормальная. Решение вопроса необходимо искать.

В этом контексте я бы предложил следующее. Осуществить принудительный перевод ценных бумаг на отечественную финансовую инфраструктуру. Однако необходим запрет на их продажу в течение, допустим, десяти лет. Также, если в течение двух лет по тем или иным бумагам не поступило заявление от их владельца, то активы переходят в собственность государства. Дивиденды бенефициары пускай получают, но при условии, что вывести их за пределы русской экономики будет нельзя.

Можно пойти дальше и разработать концепцию обязательного инвестирования полученных дивидендов в проекты реального сектора экономики, но это уже более сложная история, которую власти вряд ли потянут.

В общем, варианты решения есть. Необходимо только их утвердить. Так, чтобы главным бенефициаром данной истории стало государство.

Константин Двинский

источник

Картина дня

наверх