На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Баранова
    Хочется продолжения и счастливого окончания!Дед Макар
  • Балу -
    Украинство не лечится... Его только выжигать каленым железом... Это разновидность нацизма... А нацизм поднял голову...Исцеление от укра...
  • Галина глушкова
    Наше чиновничье сообщество от низа до верхушки есть очень дерьмовое!Мошенники легализ...

Гурзо Сергей Сафонович.

                      

               23 сентября 1926 года - 19 сентября 1974 года

Актер, режиссер Лауреат Государственных премий СССР (1949, за роль в фильме «Молодая гвардия»; 1951, за роль в фильме «Смелые люди»)

Сергей Гурзо родился 23 сентября 1926 года в Москве. Его дед был протоиереем, отец - врачом-невропатологом, а мама преподавала точные науки в музыкальном училище имени Гнесиных.

Его дядя Иван Михайлович Кудрявцев был народным артистом, и играл на сцене МХАТа. В семье Гурзо было трое детей. Все они жили дружно в коммунальной квартире.

Сергей Гурзо в шестнадцать лет ушел добровольцем на фронт. В 1944 году в Польше он получил тяжелое ранение, и год лечился в госпитале. После выздоровления он решил поступать во ВГИК, куда попал с первой попытки. Гурзо внешне был необыкновенно обаятелен и красив. Во ВГИКе он познакомился со своей будущей супругой Надеждой Самсоновой.

Надежда Васильевна рассказывала: «Я приехала в Москву из провинции в 1945 году с наивной мечтой стать такой, как Любовь Орлова. Счастье улыбнулось мне: экзамены в Институт кинематографии я выдержала с честью.

Впервые увидела Сергея Гурзо через некоторое время после начала занятий. Помню, в аудиторию вошел, опираясь на палочку, худенький мальчик в голубенькой рубашке. Вдруг чей-то голос прошептал: «Это твой будущий муж». Рассмеявшись про себя, тут же об этом забыла. Но однажды в танцклассе Сережа стремительно закружил меня в вальсе. С тех пор мы не разлучались. Сережа ухаживал за мной потрясающе красиво, но был ужасно ревнивым. До сих пор живу этой любовью. На втором курсе он в категоричной форме сделал предложение: «Выходишь за меня замуж - или мы расстаемся». Помню, ответила: «Если снимешь комнату, поженимся». Это случилось в 1946 году».

Дебютом Сергея Гурзо на экране стала роль Сергея Тюленина в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» в 1948 году. В отличие от исполнителей других главных ролей в картине «Молодая гвардия», Гурзо не учился у Герасимова. Его, как, впрочем, и Вячеслава Тихонова, и Нонну Мордюкову, Сергей Аполлинариевич взял с соседнего курса, который вели Бибиков и Пыжова.

Герасимов не прогадал - Сергей Тюленин, сыгранный Гурзо, стал одной из главных удач картины. Зрители тех лет с замиранием сердца следили за тем, как Сережка Тюленин поджигал немецкую биржу и устанавливал флаг над городской управой в ночь на 7 ноября.

                   

Для всех молодых актеров картина «Молодая гвардия» была дебютом. И дебютом фантастически успешным - коллективу присвоили Сталинскую премию, и среди награжденных был Сергей Гурзо.

На молодого актера обрушилась невероятная слава. За ним ходили толпы поклонников, мальчишки во дворах играли в его героев. Вспоминала Надежда Васильевна: «Пройти через толпу народа, собравшуюся посмотреть на Гурзо, было невозможно. Его буквально несли на руках вместе с машиной, в которой мы сидели. В очереди за автографом поклонницы стояли на лестничной площадке чуть ли не до утра».

В 1950 году Сергей Гурзо окончил ВГИК. Это было время послевоенного малокартинья, однако ему повезло. Фильм режиссёра Константина Юдина «Смелые люди» можно по праву назвать одним из самых удачных советских боевиков за всю историю отечественного кино.

По некоторой информации идея этого фильма принадлежала Сталину. В 1947 году ему показали один из голливудских вестернов, который настолько его поразил, что, когда в зале зажёгся свет, вождь произнёс: «Идей в фильме никаких, но как лихо закручено! Неужели у нас некому создать такой же фильм?» Слова вождя руководство кинокомитетом восприняло как руководство к действию, и через несколько месяцев началась подготовка к съёмкам картины.

Сценаристами Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом был написан сценарий. Сюжет был незамысловат: работники коневодческого завода, организовав в тылу врага партизанский отряд, совершали дерзкие налёты на коммуникации фашистских оккупантов. Местом съёмок был выбран Терский завод под Кисловодском. Все трюковые съёмки с лошадьми легли на плечи конной группы династии Кантемировых - отца и троих его сыновей.

Разрешение на отбор лошадей для фильма давал лично Семён Михайлович Будённый. Правда, затем он едва сам не сорвал съёмки. Он заподозрил, что Кантемировы отобрали для съёмок племенных скакунов. Однако ему показали документы, в которых было написано, что кони не племенные. Съёмки фильма продолжились.

Кантемировым было разрешено в процессе работы покалечить восемь лошадей. За каждое сохранённое животное им причиталась премия - 2 тысячи рублей. За весь период съёмок ни одна лошадь не пострадала, хотя многие трюки были по-настоящему головокружительными.

Сергей Гурзо сыграл в фильме главную роль Васи Говорухина. Он обучался верховой езде под руководством Кантемировых. Практически во всех эпизодах картины, в том числе и сложных, он снимался без дублёра.

      

Когда производство картины была завершено, её показали Сталину. Он посмотрел её с удовольствием и сказал: «Такой фильм нашему народу понравится!» Вождь оказался прав. В прокате 1950 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,2 миллионов зрителей.

Через год фильм «Смелые люди» был удостоен Сталинской премии. Далее Сергей Гурзо снимался в фильме «Далеко от Москвы» в 1950 году, в фильме «В мирные дни» в 1951 году, в фильме «Навстречу жизни» в 1952 году, в фильме «Застава в горах» в 1953 году и многих других картинах. Слава актера росла. Но, как рассказывали его друзья, она нисколько его не портила.

Он никогда ни на кого не смотрел свысока. При этом многие коллеги очень завидовали его популярности. И первой, и второй премиями актер распорядился по-настоящему щедро - одну отдал матери, другую перечислил в детский дом.

                 

Сергей был удивительно обаятельным человеком, умел дружить и ценить дружбу. Его хватало на все и на всех. Но в какой-то момент в его творческой судьбе произошел перелом. Во второй половине 1950-х годов Гурзо достаточно много снимался, с его участием вышли картины «Тревожная молодость» в 1955 году, «Беспокойная весна» в 1956 году, где он также выступил в качестве второго режиссера, «Рожденные бурей» в 1958 году. Это были, в основном, приключенческие фильмы, сниматься в которых Гурзо очень любил.

                        

Ему не удалось сняться в картине «Дело было в Пенькове» вышедшей на экраны в 1958 году. Мало кто знает сегодня, что роль Матвея Морозова, принесшая успех Вячеславу Тихонову, писатель Сергей Антонов написал специально для Гурзо.

В этом было виновато увлечение Гурзо алкоголем. Оно к середине 1950-х годов переросло в болезнь. Однако актёр наотрез отказывался ложиться в больницу, несмотря на то, что его отец был известным специалистом в наркологии. Привязанность к алкоголю стала вредить его актёрской карьере.

      

В кино Гурзо приглашали сниматься все реже и реже, а после очередного загула он был уволен из Театра-студии киноактера.

Друзья забили тревогу, жена Надя дошла даже до министра культуры Фурцевой. Все сочувствовали, но никто не помог. Надежда Васильевна рассказывала: «К сожалению, Сережа пил. Но алкоголиком никогда не был. Хотя попытки лечиться делались. На съемочных площадках и гулянках мы находились всегда вместе. Без моей поддержки он жить не мог. Возможно, поэтому я не сделала карьеры в искусстве.

Там, где появлялся Гурзо, обязательно накрывались столы и образовывались компании. Ящикам с вином и водкой не видно было конца. Каждый встречный-поперечный мечтал выпить со знаменитостью. Иногда во время бурных застолий находила в себе силы сказать: «Стоп, ребята! Все уходят!» Сережа никогда этому не препятствовал.

Тяжелое время все-таки пришло. Детям уже лет по тринадцать было, они все прекрасно понимали. Концертная деятельность мужа привела к печальному результату: он все чаще стал возвращаться из поездок в невменяемом состоянии. Пришлось поставить ультиматум: «Семья или водка»! Однажды все же он сорвался: напился вместе с Колей Рыбниковым, и они уехали кутить в Ленинград. После их возвращения Сережу уволили из Театра киноактера, нашли момент избавиться от талантливого человека.

Не выдержав, я сказала: «Все!» И выписала его из нашей комнаты. В то время это можно было сделать очень просто. Но мы не разводились. Иногда он приезжал навестить детей. Переживала я страшно, потому что понимала: Сережа гаснет и может погибнуть».

В конце 1950-х годов Гурзо ушел из семьи и переехал в Ленинград. Там у него появилась новая семья. Его женой стала актриса Ирина Губанова, известная по фильмам «Первый троллейбус», «Снегурочка» и «Где ты, Максим?». Вскоре у них родилась дочь. Потом, была еще одна семья и еще один ребенок. При этом актер продолжал пить. Его уже не узнавали на улицах. Наездами он бывал в Москве, виделся с первой семьей - женой и детьми. Что-то обещал, в чем-то каялся, хотел начать новую жизнь.

В начале 1960-х годов Гурзо продолжал сниматься в кино. Некоторые режиссёры рисковали приглашать его в свои картины, однако роли, которые ему доставались, были сплошь отрицательными. В картине «Беспокойная весна» в 1956 году он сыграл бездельника Женьку Омегу, в фильме «Рождённые бурей» в 1958 году - непутёвого Андрея Птаху, в фильме «Всё начинается с дороги» в 1961 году - лентяя Шурку, в фильме «Две жизни» в 1961 году - вора Фильку, в фильме «Заговоре послов» в 1965 году - посетителя ресторана (это была последняя роль Гурзо в кино). В 1961 году он снял как режиссер фильм «Дипломат» по рассказу Антона Чехова.

Последние годы своей жизни Сергей Гурзо не снимался. У некогда знаменитого и любимого миллионами актера не было работы. Однако, несмотря на сильное увлечение алкоголем, он периодически вел концерты, а также писал стихи о войне. Чудом в середине 1960-х годов в Ленинграде безработному актеру удалось выпустить свой небольшой поэтический сборник под названием «Самое близкое».

Сергей Сафонович Гурзо умер в ленинградской больнице 19 сентября 1974 года после тяжелого инфаркта, не дожив трех дней до своего 48-летия. На его похороны на Северном кладбище Ленинграда собралось много людей, хотя официальных сообщений о кончине не было. Несмотря ни на что, его все еще помнили и любили зрители.

                             

Его сын Сергей Сергеевич Гурзо снялся в сорока фильмах. В начале 1990-х годов он основал студию «Сегурт», где снял несколько картин как режиссер. А дочь Наталья Сергеевна Гурзо снималась в фильмах «Гараж», «Берега», «Голубка» и других картинах.

               

Леонид Филатов подготовил о Сергее Гурзо передачу из цикла «Чтобы помнили».

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru
Текст интервью «Надежда Самсонова-Гурзо: Живу любовью мужа» на сайте www.eg.ru

Фильмография:

1.Молодая Гвардия - 1948 - Сергей Тюленин
2. В мирные дни - 1950
3. Далеко от Москвы - 1950 - Петя Гудкин
4. Смелые люди - 1950 - Вася Говорухин
5. Навстречу жизни - 1952
6. Застава в горах - 1953
7. Тревожная молодость - 1954
8. Беспокойная весна - 1956 - второй режиссер, актёр (Женька Омега)
9. Рождённые бурей - 1957 - Андрей Птаха
10. Всё начинается с дороги - 1959 - Шурка
11. Горизонт - 1961
12. Две жизни - 1961 - Филька
13. Дипломат - 1961 - актёр, режиссёр, автор сценария
14. 713-й просит посадку - 1962
15. Первый мяч - 1962
16. Я шагаю по Москве - 1963 - милиционер
17. Алёшкина охота - 1965
18. Клятва Гиппократа - 1965
19. Заговор послов - 1965 - посетитель ресторана
20. Влюбленные 1969
21. И никто другой 1968
22. Мужской разговор 1968

МЕТКИ: из инета. КУЛЬТУРА наши кумиры

Картина дня

наверх