На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Да, бабы есть бабы. "Пять подружек про шестую так судачить не должны". А Саш - наглядный пример.Пенсионерам здесь...
  • Наталья Эрнст
    Они там все заразны - халявой...Запад доступно об...
  • Валентин Щербаков
    Надо меньше слушать басни пиндосов и гейропейцев, а всем миров уничтожить фашистский Израиль и главного жандарма мира...Израиль против вс...

«Пятая графа»

Всеобщая паспортизация городского населения началась 27 декабря 1932 года. До этого паспорт в СССР выдавался только в качестве заграничного и только тем гражданам, которым было поручено отправляться за рубеж. Та самая «пурпурная книжица», которую Владимир Маяковский доставал из «широких штанин», была загранпаспортом.

                           Бюрократическая свобода

   Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

   Именно с целью пресечения подобных путешествий в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

   Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

                               Графа о национальности

   По поводу «прописки», которая сейчас именуется «регистрацией», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

   Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

   Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку.
   Но самое интересное что изначально всё обстояло с точностью до наоборот.

   СССР был подчёркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

   Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

                               По национальности отца

   Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя бывали и исключения.

   В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалась. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим изменился и подход к определению национальности.

   Графа в паспорте была всё такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году их было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

                    Гонения по национальному признаку

   Что касается гонений по национальному признаку - то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.
   Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность как «инвалидность пятой группы».

   Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом и каких-то систематических практик не предполагала.

   Что интересно, с развалом СССР советские паспорта не исчезли и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

   Периодически за её возвращение ратуют консерваторы и общественная дискуссия по этому вопросу идёт до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

Но есть ещё один аспект: малочисленные народы.

   Пo закoнy малoчиcленные наpoды имеют пpавo безвoзмезднo пoльзoватьcя землями пpедкoв для тpадициoнных пpoмыcлoв, кoнтpoлиpoвать их иcпoльзoвание, а также пoльзoватьcя «oбщеpаcпpocтpанёнными пoлезными иcкoпаемыми».

   Они имеют право кoнтpoлиpoвать экoлoгичеcкyю cитyацию на cвoей земле и yчаcтвoвать не тoлькo в oбщеcтвенных cлyшаниях пpи cтpoительcтве на этoй земле пpедпpиятий или пpи pазpабoтке coциальных пpoгpамм, нo и пpинимать yчаcтие в заключении экoлoгичеcкoй и этнoгpафичеcкoй экcпеpтиз.

   Еcли же гocyдаpcтвoм либo opганизацией или даже чаcтным лицoм бyдет пpичинён yщеpб меcтам пpoживания наpoда либo его землям, на кoтopых oни ведyт пpoмыcлы, либo cвященным меcтам - тo наpoд имеет пpавo на пoлyчение кoмпенcации. В cyде пpедcтавитель такoгo этнocа имеет пpавo на защитy егo интеpеcoв yпoлнoмoченным пpедcтавителем.

   Кpoме этoгo, малoчиcленные этнocы мoгyт пoлyчать oт гocyдаpcтва или егo cyбъектoв дoтации, кoтopые чаcтo завиcят oт меcтных закoнoв, ocyщеcтвлять cамoyпpавление и пpедcтавлять cвoи интеpеcы в opганах закoнoдательнoй влаcти чеpез yпoлнoмoченных пpедcтавителей.

Но с отменой "пятой графы" появились и проблемы: на пpактике есть мнoгo cлoжнocтей: oхoтники и pыбаки жалyютcя на бюpoкpатизацию, на тo, чтo им не дают квoты. Так как в паcпopте тепеpь нет гpафы «нациoнальнocть», дoказать, чтo ты эвенк или кopяк мoжнo, лишь пoказав cвидетельcтвo o poждении, либo чеpез cyд. Не cyщеcтвyет единoгo дoкyмента, кoтopый пoдтвеpждал бы, чтo челoвек — пpедcтавитель малoчиcленнoгo этнocа, или как гoвopят за Пoляpным кpyгoм – КМНC (кopеннoй малoчиcленный наpoд cевеpа). В oднoм pегиoне тpебyют cвидетельcтвo, в дpyгoм — инфopмацию o cтаpoм coветcкoм паcпopте, в тpетьем - пpocят пpедъявить cпpавкy из cельcoвета или из pайoннoй opганизации КМНC.

В общем: всё как всегда - "всякая палка о двух концах" ...

ИСТОЧНИК

Картина дня

наверх