На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Баранова
    Хочется продолжения и счастливого окончания!Дед Макар
  • Балу -
    Украинство не лечится... Его только выжигать каленым железом... Это разновидность нацизма... А нацизм поднял голову...Исцеление от укра...
  • Галина глушкова
    Наше чиновничье сообщество от низа до верхушки есть очень дерьмовое!Мошенники легализ...

Воля. Или как я вплавь нарушал госграницу

Радикальное отличие СССР 50 -70-х  от нынешнего времени  – это  огромная степень свободы детей всех возрастов. Это безусловно сыграло положительную роль в будущей взрослой жизни.

Я научился плавать на Амуре в 5 лет самостоятельно в компании таких же сверстников .Сначала нырять, потом плавать на мелководье, и когда первый раз попал в яму, то поплыл автоматически.

 Ещё раньше изучал местность. Брал  палку, от собак отбиваться и шёл, удаляясь каждый раз всё дальше от дома, пока  не узнал так почти всю округу до центра. Как зверёк практически.

Большинство из нас с 6-7 лет могли хозяйничать дома в  отсутствие взрослых. Растопить печь, сварить кашу, пожарить картошку, вынести  мусор, принести воду с колонки и постирать свою одежду. Ну, некоторым родители не всё позволяли.

Город стоит на слиянии двух крупных судоходных рек: Зеи и Амура. Поэтому неудивительно, что летние приключения были всегда плотно связаны с водой.

Считалось абсолютной нормой пойти на рыбалку с ночевой дружной  компанией  на другой  берег Зеи плюс пару километров вверх по берегу. Это возраст от 8 до 12 лет.

Пешком  полтора км. по городу или на автобусе до переправы, потом проскользнуть зайцем на паром и дальше пешком. Старшие всегда  опекали младших и  я не помню несчастных случаев кроме порезов и ушибов. Из еды хлеб, картошка, а на берегу рос дикий чеснок. Ну и рыба.

Будучи чуть постарше  ходили уже в 2-3-х дневные походы на озёра с палатками, брали девчонок, чтобы самим не варить. Поездом несколько станций и уже по 4-6 км по сопкам.

Наша банда состояла из примерно 12-15 сорвиголов с разницей в несколько лет плюс пять-​шесть девчонок того же возраста. Палатки, рюкзаки, посуда – всё в советском прокате за копейки. Никакой сухомятки: чай утром, обед и ужин, всё горячее. Из двух блюд. Картошка, тушёнка, пакеты с  сухими смесями и кашей. Ещё брали сгущенный кофе и какао. Но редко, их же нести тяжело.

Никаких резиновых кругов и прочего баловства. Плавать  умели все. Кто не умел – учили быстро и эффективно.  Захочешь жить – выплывешь.  Неподалёку от озера  был летний лагерь студентов, а через озеро от берега до берега были натянуты  верёвки. Это были дорожки для соревнований по плаванию 50 метров. Ну и мы упражнялись как могли. С одной стороны озеро окаймляло полукругом моховое  болото. Было очень интересно по нему ходить пружиня и проваливаясь  чуть не по пояс на тот берег.

Такая дружная компания образовалась не сама собой. Рядом с моим кварталом, на засыпанном болотце построили  четыре 2-х этажных барака для переселенцев  по большей части. Молодые семьи, куча  детей да плюс мы, местные.

Но главное в организации.  Тогда возникло движение детских площадок. В местах подобных нашему строили детские площадки: беседка, сцена с рядом скамеек, грибочки, песочницы для маленьких, качели, рядом футбольное поле плюс волейбольная сетка и баскетбольные щиты.. Оно же зимой хоккейная площадка.  С футболом не зашло, места мало, детей не хватало, а вот  хоккейные баталии  шли всю зиму. Выдавалась форма, коньки, соревнования, зрители. Многие играли очень прилично, было интересно смотреть.

Понятное дело – всё бесплатно. Были  организаторы, общественные руководители из числа пенсионеров

Лет через пять всё заглохло. Поле зимой ещё заливали, а всё остальное сошло на нет. Не знаю почему.

Сцену мы закрыли теннисными столами и стали там заниматься разным непотребством: курить, выпивать, готовить взрывчатые смеси из пороха и марганцовки. Самопалы, рогатки, ракеты из папье-​маше. Ещё петь  блатные песни под гитару.

Почти все игры были на улице: лапта, в  чижика, пекаря, казаки-​разбойники, ночью почему то играли в прятки с фонариком   а днём  в  догонялки с куском каучука, вроде как салки раньше назывались. Нужно было  попасть в убегающих.   Играли в чехарду и её разновидности. В Конь-​короля: это  когда на того кто поздоровее садился верхом  самый  лёгкий  и нужно было свалить такого же противника. Потом  когда народа  было больше  делились на команды по 4-5 человек. Одна становилась к столбу, в  полусогнутом положении, задние цеплялись за ведущего и старались встать как можно плотнее. Противник с разбегу прыгал сверху имея целью  задавить своим весом слабейшего.  Нужно было  пройти не упав  оговоренное расстояние. Потом менялись.  Упали – всё по новой.

 Была куча  групповых игр, которые сразу не вспомнишь. Прыгать с крыши строящегося дома в кучу песка спасаясь от сторожа, например. Или ночью натянуть белую нитку поперёк  дороги и наблюдать как тормозит автомобиль. В свете фар выглядит как толстая проволока. Про шутки с карбидом не пишу – рутина.

Ну и  лазили по садам, ранетки тырили. Гопничества, как в перестройку не было. И в голову не приходило. В итоге все вышли в люди. Один правда спился, но там наследственное.

Зимой в подвале соседнего дома крутили фильмы и мультики с субтитрами. Читали  по  очереди вслух для малышни.. Там же были настольные игры;  настольный теннис и биллиард.  Это был клуб для детей. Работал после обеда почти каждый  день. И никто не бегал с ножиком в кармане в подворотнях. Потом закрыли. Ушли энтузиасты, которые  там работали почти бесплатно.

Потом  публичный каток  на центральном стадионе. Коньки  напрокат, если нет своих и заточка за 10 копеек  специальным мастером там же  в тёплой раздевалке. Музыка, огни,  первые знакомства с девочками не из своего двора. Точно как во многих фильмах того времени. «Покровские ворота» в частности.

А школьной компанией мы  ходили кататься на лыжах на вторую линию сопок за городом где-​то с 5-го класса по 8-й. почти каждые выходные. Лыжи были свои.  Летом туда же  на велосипедах за  маслятами в молодые  сосняки, за  лещиной и просто  кататься с сопок.

Это о том, что было хорошего в СССР.

В 9 лет я чуть не стал нарушителем границы. Китай же напротив, там Амур шириной метров 700-800.

На публичном пляже  у городского парка стояла спасательная станция на мёртвом якоре и от неё  были натянуты буйки, за которые нельзя было заплывать.))

Поэтому и было особым геройством именно заплыть. Надо сказать, что в том месте Амур имеет скорость течения 11 км.ч. Поэтому  особенно интересно зайти подальше и заплыть; а там лёгкое  отбойное  течение к китайскому берегу и несёт быстро. Потом  за  километр выплываешь на отмель, но китайцев, пока несёт, видно хорошо.

Однажды меня поймали на моторном катере за 150 метров от буйков ( так в протоколе написали) Вызвали мать по телефону, благо, она недалеко работала и передали ей. Поразились её спокойной реакции. Она  то знала как я плаваю.

Прыжки с крыши дебаркадера тоже входили в список доблестей. Потом поднырнуть под днищем баржи в затоне. Это  примерно половина занятий из насыщенной  жизни  подростка того времени. Ещё ж был криминал.

Как апофеоз – переплыть Зею.  Там так-​то не  особо и далеко,  противоположный берег отмелый.  Всё это лет до 15. Потом уже  учёба, танцы, девочки, взросление.

А теперь когда я вижу  3-х летних малышей со смартфоном в ручонках то  начинаю соглашаться с теорией деградации человечества.

 Vintik

Картина дня

наверх