На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Замолчал самолет в небе

В бездорожной Эвенкии основной транспорт – авиация. И здесь время от времени случаются происшествия, пугающие своими последствиями. В их числе – страшная катастрофа в 1992 году пассажирского лайнера Як-40 под Ванаварой, унесшая около тридцати жизней; падение рядом с Турой самолета Ан-2 в 2006 году, также закончившееся гибелью экипажа и всех пассажиров.

 

Но история эвенкийской авиации также хранит немало случаев чудесного спасения крылатых машин и их пассажиров благодаря мастерству и самообладанию пилотов. 

30 декабря 1992 года самолет Ан-2 Туринского авиапредприятия вылетел в Тутончаны, поселок в трехстах километрах от окружного центра. На его борту находились три члена экипажа и пять пассажирок, включая малолетнюю девочку. 

Все шло нормально, пока на 115-м километре маршрута на высоте 1300 метров вдруг не «захлопал» двигатель. Такое с «аннушками», эксплуатируемыми много лет, случается, и потому пилот-инструктор Вячеслав Клеймаков, командир экипажа Александр Языков и второй пилот Андрей Чанчиков вначале особого беспокойства не проявили – ну, прочихается движок, а дальше все опять будет как по маслу.

Но двигатель чихал, чихал, да и заглох. Наступила жуткая тишина, нарушаемая лишь свистом ветра в переплетениях крыльев да дребезжанием и поскрипыванием дюралевого корпуса самолета. 

Пассажирки начали испуганно переглядываться между собой. Управление молча несущейся над тайгой машиной тут же взял на себя пилот-инструктор Вячеслав Клеймаков – в такой ситуации по субординации и технике безопасности он становится старшим на борту.

Сжимая штурвал, он всматривался в плавно надвигающуюся и редкую в этих местах тайгу, выбирая место, куда можно спланировать с наименьшим риском.
Однако кругом была лишь тайга да скалистые сопки. 


Но вот Вячеслав Клеймаков увидел петляющую между гористых берегов речушку. Это был приток реки Ямбукан. Вписаться в его извивы сложно, рискованно. Но выбора не оставалось – «аннушка» теряла высоту. Пилоты переглянулись.

-Садимся! – сказал Клеймаков. Теперь все зависело от мастерства, опыта и слаженного действия экипажа. Одно неверное движение штурвала – и самолет ударится о скалы или деревья и похоронит всех под своими обломками. 

Ширина ледового покрова таежной речки едва вмещала в себе размах крыльев Ан-2. Пилоты выбрали наиболее прямой между извивами реки участок, что очень важно: при посадке самолета даже в режиме планирования скорость его не меньше 160 километров в час, а значит, пробег по льду будет не менее сотни метров. 

Вячеслав Клеймаков рассчитал все точно, и безмолвный самолет совершил вынужденную посадку довольно аккуратно. Правда, одним крылом «Аннушка» все же зацепила промерзшую на пятидесятиградусном морозе лиственницу, и та переломилась как спичка, а одна лыжа шасси выехала на камни. 

Самолет замер, уткнувшись в каменистый берег. И только здесь женщины, все эти несколько мину испугано молчавшие, дали волю свои чувствам. Выйдя из самолета на лед, они и плакали, и смеялись. Не виноватые, но чувствующие себя таковыми, пилоты быстро развели костер.

А через полтора часа после вынужденной посадки из Туры за ними прилетел вертолет. 31 декабря все участники этого инцидента – и пилоты, и пассажиры, подняли у себя дома новогодние тосты. Нетрудно догадаться, кому и чему они были посвящены.

Остается добавить, что на счету Вячеслава Клеймакова это была уже не первая вынужденная посадка. В 1987 году при выполнении рейса Муторай-Тура ведомый им самолет Ан-2 попал во встречный поток очень сильного, до ста километров в час, ветра. В результате случился перерасход топлива, оно кончилось, когда до Туры оставалось всего 8 километров. И тогда Вячеслав также сумел посадить самолет с заглохшим двигателем.

Сейчас он на пенсии и живет в Красноярске. Но о нем всегда помнят те благодарные эвенкийцы, кому доводилось летать с этим опытным пилотом малой авиации. Он в любой, даже порой самой экстремальной ситуации, доставлял своих пассажиров до места живыми и невредимыми. 

наверх