Свежие комментарии

  • Нина+ Толкачева
    Потому цирк и устроили, что своего надо отмазать. Дело-то непростое: смерть человека, отягчающие обстоятельства (алко...Суд над Ефремовым...
  • Нина+ Толкачева
    Ни в одном суде адвокат не является самостоятельной фигурой. Линия поведения адвоката если не проводится по указке су...Суд над Ефремовым...
  • Зинфира Давлетова
    Бытие определяет сознание. Какое бытие, таково и приспособление многих к сласти, во властиНе Фургалом едины...

Урок с тряпочкой. Сергей Кравцов о том, почему в школах полы моют дети

Урок с тряпочкой. Сергей Кравцов о том, почему в школах полы моют дети

Сергей Кравцов. © / Григорий Сысоев / РИА Новости
 

80% родителей считают, что школа должна воспитывать детей, а не только учить и выдавать аттестат.

Однако в последние годы школы переориентировались на ЕГЭ, ОГЭ и Всероссийские проверочные работы. А воспитание отошло на второй план. Своим мнением на этот счёт поделился министр просвещения Сергей Кравцов.

Научить учителя

Юлия Борта, «АиФ»: Сергей Сергеевич, как по-вашему, в школе сегодня должны только учить или ещё и воспитывать?

Сергей Кравцов: Основные задачи, над которыми работает Министер­ство просвещения, обозначены в нацпроекте «Образование» и послании Президента РФ Федеральному собранию. Одна из них – через пять лет войти в десятку стран – лидеров по уровню школьного образования. При этом любой ребёнок, где бы он ни жил, должен получать качественное образование: учиться в современных классах, использовать самые последние технологии, иметь возможность развивать таланты. Какими должны быть учебники, программы дополнительного и профессионального образования, что должен уметь учитель, мы обсуждаем с педагогическим и экспертным сообществом.

 

Мы провели диагностику всех школ и знаем, какая школа обучает, а в какой с качеством образования есть проблемы.

Анализируя результаты ОГЭ, ЕГЭ, всероссийских проверочных работ, мы можем разделить школы на три зоны: зелёную, жёлтую и красную (где зелёные – школы, обеспечивающие должный уровень обучения, жёлтые – имеющие недочёты и красные – проблемные. – Ред.). На последней предстоит сосредоточиться в первую очередь: важно понять, в чём проблемы этих образовательных заведений, с чем они связаны и как их устранить. При этом школам красной зоны важна помощь педагогов школ зелёной, их опыт, знания, наработанные подходы.

Другая важнейшая задача – организация воспитательной работы с детьми. Здесь остаётся ещё много вопросов, на которые предстоит найти ответы.

 

 
Учителя, главная задача которых, конечно, учить, по сути своей ежедневно занимаются воспитанием учеников, обеспечивают преемственность поколений, работают с родителями, помогая им лучше понимать детей.

 

– Например?

– Математики обычно стараются разложить всё на элементы, внимательно проанализировать каждый, сделать выводы и потом собрать простую, понятную работающую систему. Какие ресурсы сегодня есть и могут помочь в воспитательной работе с детьми? Прежде всего, семья и школа. Есть система дополнительного образования, а кроме того, различные общественные организации – например, Россий­ское движение школьников (РДШ), «Юнармия» и другие подобные им объединения.

Про семью нужен отдель­ный обстоятельный разговор. Но и школа в этой системе – важнейшее, я бы сказал, ключевое звено. Учителя, главная задача которых, конечно, учить, по сути своей ежедневно занимаются воспитанием учеников, обеспечивают преемственность поколений, работают с родителями, помогая им лучше понимать детей. Наша система образования построена так, что за воспитание в первую очередь отвечают завучи по воспитательной работе и классные руководители (а в России сейчас 800 тысяч классов). Мы стараемся методологически помочь им: разрабатываем программы их обучения и повышения квалификации, проводим конкурсы профессионального мастерства, поддерживаем финансово – так, каждый классный руководитель с нового учебного года получит надбавку в 5000 рублей с сохранением всех региональных выплат.

– И какие ресурсы надо задействовать?

– Считаю важным для воспитания задействовать все ресурсы, которые есть в системе дополнительного образования: кружки и секции, спортивные и культурные мероприятия, а также театры, музеи, выставочные залы, парки. Ведь эмоции, которые испытывает ребёнок в этих местах, мысли, которые появляются у него после посещения выставок, событий, тоже формируют и воспитывают его как личность.

Мы уже договорились о сотрудничестве с Министерствами спорта и культуры, можно привлечь и федеральное агентство по туризму. Думаю, постепенно объединим усилия и будем работать в системе, для координации которой и межведомственного взаимодействия в регионах должны появиться кураторы.

Где элита моет полы?

– В школе раздали заявления на согласие, чтобы дети мыли полы в классах. По-вашему, это тоже воспитание? Или школа так экономит на уборщицах?

– Давайте попробуем разобраться в ситуации. Не стоит воспринимать всё только как чёрное или белое, или плохо, или хорошо. Это не работает в воспитании, здесь больший эффект дают гибкость и доброжелательность. Приведу такой пример. Одна из лучших школ Сингапура – Raffles School, там учится вся элита, будущие выс­шие чиновники. В частности, её оканчивал один из создателей сингапурского «экономического чуда», бывший премьер-министр страны Ли Куан Ю. Так вот, в программу этой школы обязательно входит поездка волонтёром в Африку, работа в уличных кафе быстрого питания, уборка помещений и тому подобное (то же самое есть в программах элитарных школ Британии, где учатся будущие лорды и сенаторы). Почему это делается? Человек, которому предстоит управлять государ­ством, должен, во-первых, понимать, как живут простые люди, уметь помогать тем, кому необходима поддержка: родителям или, допустим, тем, кто болен. Если надо, то приехать к ним и помыть полы, постирать, приготовить еду.

– Но воспитательная работа – это же не мытьё полов.

– Не совсем согласен. Это тоже важно для воспитания и формирования ценностных ориентиров ребёнка. Вот кто из нас хочет, чтобы ребёнок, окончив школу, сказал: «Родители, помогать вам не буду, буду жить как хочу»? После школы, согласитесь, уже сложно сформировать мировоззрение. Поэтому нужно правильно выстроить систему воспитания в школе. Это очень тонкая настройка. Но ею важно и нужно заниматься.

 
Школе важно не только дать ребёнку знания. Не менее важно заложить нрав­ственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь.

 

– И как, по-вашему, это сделать?

– Школе важно не только дать ребёнку знания. Не менее важно заложить нрав­ственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь: любовь к Родине, родителям, стремление к получению знаний, готовность помогать и откликаться на беду. При этом неважно, какой путь выберет ребёнок – станет плотником, учёным, бизнесменом. Прежде всего он должен любить нашу страну – великую Россию, как бы патетично это ни звучало, но это то, во что я искренне верю и ради чего работаю.

 

Каждый пятый – доброволец

– Российское движение школьников и «Юнармия» созданы несколько лет назад. Про «Юнармию» что-то понятно. А РДШ больше формальная структура…

– Не совсем соглашусь с вами. Я много езжу по регионам и вижу, как активно работает «Юнармия», военно-патриотическая организация Минобороны. У неё есть наработки и по воспитательным программам, и такой опыт, безусловно, интересен, его можно тиражировать. По замыслу, РДШ должно было стать современной пионерией. Пока не всё получается, но важно не останавливаться, искать интересные форматы, привлекать молодёжных лидеров и активно двигаться вперёд.

 
Нам стоит сотрудничать с блогерами, сделать их своими партнёрами, через них в том числе общаться с подростками и доносить важные смыслы.

 

– Когда появится проект по патриотическому воспитанию?

– Он должен быть разработан к апрелю. Эксперты предлагают мероприятия для программы, учитывая, что больше интересно молодёжи, что лучше поможет донести до подростков духовно-нравственные ценности, которые закладываются в программу. Рабочая группа анализирует их и выстраивает в систему. Безусловно, по смыслу и планируемым мероприятиям программа по патриотическому воспитанию будет перекликаться с направлением нацпроекта «Образование» по развитию добровольчества и волонтёрства. Например, в ближайшие годы в добровольческое движение планируется вовлечь каждого пятого молодого человека. Во всех регионах появится система поддержки добровольцев и волонтёров, лучшие идеи смогут рассчитывать на получение грантов.

– А толк? Современные дети ориентируются на блогеров.

– Да, взрослые для детей больше не авторитет, их кумиры – блогеры, которые вещают в Интернете. И надо признать, что блогеры таким образом тоже оказывают влияние на воспитание детей. Школьники слышат их лучше, чем взрослых, потому что те говорят на одном языке с ними. Дети ассоциируют себя с ровесниками. Значит, нам стоит сотрудничать с блогерами, сделать их своими партнёрами, через них в том числе общаться с подростками и доносить важные смыслы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх