9 ноября отпраздновала свое 87-летие Александра Пахмутова – автор песен «Надежда», «Нежность», «Старый клен», «Как молоды мы были» и других популярных в СССР шлягеров. На этой музыке выросло не одно поколение. Композитор утверждает, что владеет техникой создания хитов и знает секреты «музыкального обольщения», которые заставляют слушателя запоминать песню.
Музыкальное дарование проявилось у Александры Пахмутовой в раннем детстве: в 3 года она подбирала на фортепиано музыку на слух, в 5 лет уже написала свою первую песню. Малоизвестным фактом является то, что в начале своей карьеры Пахмутова писала симфоническую музыку. Эти произведения широко известны за рубежом, а у нас ее эстрадные песни всегда пользовались гораздо большей популярностью.
Александра Пахмутова является автором около 400 песен, стихи к которым писал ее муж, Николай Добронравов. Композитор признается, что создание шлягера – дело техники: «Когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла.
Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандёж", то есть с помощью определённой ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приёмы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приёмчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю».
Пахмутова не считала нужным применять эти приемы в популистских целях. Поэтому премьеры песен нередко не имели успеха, как это случилось с «Нежностью» («Опустела без тебя земля…»): Майя Кристаллинская удалилась со сцены в полной тишине – зрители тогда не смогли оценить по достоинству будущий шлягер.
Эта песня изначально была лирической композицией из фильма «Три тополя на Плющихе», но она полюбилась космонавтам и позже стала восприниматься только в этом контексте. Когда в 1967 г. погиб космонавт В. Комаров, Гагарин позвонил Пахмутовой и Добронравову и передал им просьбу Комарова поблагодарить авторов за эту песню. При этом поэту часто высказывали претензии по поводу упоминавшегося в тексте Сент-Экзюпери: почему своих летчиков не вспомнили? Но автор отказался исправлять текст.
Часто Пахмутовой и Добронравову заказывали песни для разных мероприятий общегосударственного значения. Так, например, к закрытию Олимпиады-1980 им поручили написать торжественную композицию, но в результате вышла лирическая песня-прощание с олимпиадой «На трибунах становится тише».
Лев Лещенко вспоминал: «Когда записывали на "Мосфильме", Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, – ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль "Самоцветы". Мы до последнего не знали, в чьем исполнении она прозвучит в финале. И когда Мишка взлетел в небо, я услышал запись со своим голосом». Эффект был потрясающим: многие зрители на трибунах плакали.
Песню «Команда молодости нашей» написали для художественного фильма, куда она в результате так и не вошла. Но зато позже эта композиция зазвучала на открытии всех спортивных соревнований.
А название песни «Трус не играет в хоккей» стало крылатым выражением, а сама композиция – настоящим хоккейным гимном.
Песню «Как молоды мы были» первым исполнил Александр Градский.
«Я спел ее, когда мне было 26 лет, – рассказывает он. – Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому».
Знаменитая «Беловежская пуща» была написана всего за 2 дня: в 1974 г. супругов пригласили посетить Беловежскую пущу, и директор заповедника попросил Пахмутову написать песню на его стихи, но она отказалась, заявив о том, что работает только с одним поэтом – своим мужем.
Директор пошутил, что в таком случае не отпустит гостей до тех пор, пока не будет написана песня. Через 2 дня «Беловежская пуща» была готова.
Одной из первых песен, которую спела Анна Герман, выздоровев после страшной автокатастрофы, была «Надежда».
Для певицы эта композиция стала визитной карточкой,
так же, как «Я не могу иначе» – для Валентины Толкуновой.
Свежие комментарии