На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Да, бабы есть бабы. "Пять подружек про шестую так судачить не должны". А Саш - наглядный пример.Пенсионерам здесь...
  • Наталья Эрнст
    Они там все заразны - халявой...Запад доступно об...
  • Валентин Щербаков
    Надо меньше слушать басни пиндосов и гейропейцев, а всем миров уничтожить фашистский Израиль и главного жандарма мира...Израиль против вс...

Кто, если не он? Первым человеком в космосе мог оказаться совсем не Гагарин

Юрий Гагарин. © / Public Domain

 

Писатель, журналист, лауреат Госпремии СССР Владимир Губарев:

Что упало в тайге?

Стояли сильные морозы. Ярко светило солнце. Но настроение у главного конструктора было ужасное, и он не скрывал этого. Соратники на всякий случай даже не поздравляли его с днём рождения – главный мог рассердиться не на шутку. Впрочем, секретарь поздравительные телеграммы и с Новым годом, и с рождением аккуратно складывала на краешек рабочего стола, но Сергей Павлович Королёв, не читая, сбрасывал их в мусорную корзину. Секретарь на всякий случай потом подбирала их и не уничтожала, как положено было, а складывала «до лучших времён». Но настанут ли эти «времена»? Даже он, упорный оптимист, начал сомневаться… И для этого были все основания.

Итог минувшего ­1960-го был плох. Неудачи следовали одна за другой. Сначала дважды пытались полететь к Луне – обе ракеты взорвались. В мае корабль-спутник вывели на орбиту, но он вместо спуска перешёл на более высокую орбиту – отказала система управления.

При следующем запуске погибли собаки Чайка и Лисичка – корабль взорвался из-за аварии носителя. А вот очередной пуск был удачным: Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю. Этот триумф «погасил» предыдущие неудачи. Казалось, путь в космос для пилотируемого корабля был открыт. Однако так только казалось. Попытка полететь на Марс не удалась – обе ракеты так и остались на Земле.

 

На декабрь 1960-го предполагался старт двух кораблей-спутников, которые «проложат тропинку в космос». Первый стартовал удачно. На борту – Пчёлка и Мушка. Однако во время посадки импульс для торможения оказался маленьким, и корабль начал опускаться за пределами Советского Союза. Чтобы он не достался «потенциальному противнику» (а корабль должен был приземлиться где-то в районе Америки), включилась система аварийного подрыва.

Константин Феоктистов – один из создателей корабля – категорически возражал против такой системы. Он считал, что систему подрыва боевой ракеты не следует переносить на совершенно мирный корабль, но его не поддержал даже Королёв – секретность была в то время тотальной.

22 декабря состоялся новый старт. На околоземную орбиту отправлялись Шутка и Комета. Через сутки собачки должны были вернуться на Землю. В расчётном районе посадки их ждали поисковики. Возглавлял группу Арвид Палло – давнишний соратник Королёва.

Неожиданно Палло получает приказ немедленно явиться на аэродром в Энгельсе, где их ждёт спецсамолёт. Ту-104 был снят с регулярного рейса в ­Алма-Ату и предоставлен в распоряжение Палло и Комарова, специалиста по аварийной системе подрыва. После взлёта Палло попытался выяснить, куда именно летят. Выяснилось: летят в Красноярск. Там на аэродроме их ждал ­Ил-14. Моторы уже работали. Очередная посадка в Подкаменной Тунгусске. Только там Палло и Комаров узнали, почему их так стремительно перебросили через полстраны.

Оказалось, что не сработала третья ступень ракеты и корабль по крутой траектории вошёл в атмосферу. После падения на Землю сработала радиосистема, сигнал засекли. Через некоторое время были обнаружены парашют и чёрный шар. И хотя уже наступила темнота, Палло потребовал, чтобы его и Комарова немедленно доставили в район падения корабля. Ждать до рассвета было нельзя – могла сработать система аварийного подрыва. А вдруг собачки ещё живы?!

Приземлиться вертолёт не мог – сплошная тайга, поэтому обоих высадили в 1 км от нужного места. Снег по пояс, но лыж не было. Этот километр они пробивались по снежному тоннелю добрую пару часов…

 

Их глазам открылась печальная картина: два люка открыты, в одном – собачья кабина, которая не отстрелилась, как было положено. Главной задачей было отключить электроразъёмы, чтобы не произошло взрыва. ­Однако есть ещё пиротехнические патроны, которые отстреливают кабину при катапультировании и которые, не отстрелив её, могут взорваться в любой момент… С чего начинать?

Палло хотел идти первым – всё-таки начальник. Он приказал Комарову отойти подальше – на всякий случай. Однако тот не послушался: он считал, что вначале нужно отключить взрывное устройство. Спор решили спички. Короткую вытащил Комаров. Палло пришлось скрыться за деревом. Комаров справился быстро, уже через пару минут он вылез из корабля. Теперь уже ему надлежало встать за дерево. Пиротехническая пушка тоже была ­отключена…

Только утром, когда прилетела подмога, с трудом вытащили капсулу из корабля. И в этот момент раздался радостный лай. Собачки живы! Их завернули в тулуп и увезли в Туру, а потом в Москву. А мыши и прочая живность замёрзли.

Комете и Шутке удалось выжить после падения с высоты 214 км. Комете и Шутке удалось выжить после падения с высоты 214 км. Фото: Public Domain

 

К Новому году повреждённый спускаемый аппарат был доставлен в КБ Королёва. Будущим космонавтам об этой аварии не рассказывали. Долгие годы о ней знали немногие. Появилась даже легенда, что в Туруханской тайге совершил аварийную посадку «корабль инопланетян» и именно по­этому академику Королёву удалось быстро создать корабль для полёта человека: мол, он ­использовал «внеземные ­технологии»…

Только четверть века спустя мне удалось описать эти события в повести «Корабль пришельцев». А вскоре Сергей Никоненко снял по ней художественный фильм, в котором роль главного конструктора блистательно сыграл Олег ­Табаков. Один из эпизодов снимался в реальном Центре управления полётами. Когда Табаков вошёл в главный зал, там все буквально замерли: им показалось, что появился сам Сергей Павлович Королёв, – настолько точно и убедительно создал образ главного конструктора наш великий артист.

 

В очереди на полёт

И вот отобрана шестёрка кандидатов. Кому предстоит стать первым, во многом решалось в январе 1960 г., когда главком ВВС подписал приказ о назначении комиссии по приёму выпускных экзаменов. Сдавать экзамены предстояло капитанам В. Быковскому, А. Николаеву, П. Поповичу, старшим лейтенантам Ю. Гагарину, Г. Нелюбову и Г. Титову.

Первым перед комиссией предстал Герман Титов. Он рассказывал не только о системах управления корабля, о его конструктивных особенностях, но и отвечал на чисто ­«астрономические вопросы».

Потом экзамен сдавали ­Николаев, Нелюбов, Быков­ский, Попович и наконец ­Гагарин.

Нелюбов отличился тем, что широко пользовался специальной терминологией. Попович отшутился. На вопрос о том, с кем бы он хотел полететь в космос, ответил: с женой. Кстати, его супруга Марина Попович была прекрасной лётчицей, установила множество мировых рекордов на разного типа самолётах, но осуществить свою мечту о полёте в космос ей, к сожалению, так и не довелось… На экзамене Юрий Гагарин отвечал чётко и уверенно как по астрофизике, так и по конструкции корабля.

Члены первого отряда космонавтов СССР – Валентин Варламов, Юрий Гагарин, Анатолий Карташов, Андриян Николаев, Павел Попо- вич и Герман Титов – во время знакомства с макетом космического пилотируемого корабля «Восток», июль 1960 г. До первого полёта челове Члены первого отряда космонавтов СССР – Валентин Варламов, Юрий Гагарин, Анатолий Карташов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов – во время знакомства с макетом космического пилотируемого корабля «Восток», июль 1960 г. До первого полёта человека в космос осталось 9 месяцев. Фото: РИА Новости

 

Госкомиссия предложила такую очерёдность кандидатов на полёт: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быков­ский, Попович. Решение шло под грифом «сов. секретно». Никто из кандидатов о нём не знал. Им просто сообщили, что все шестеро экзамен сдали.

Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, который был членом Госкомиссии, вспоминал: «Сейчас часто приходится слышать, что с самого начала всем было очевидно: полетит Гагарин, и только Гагарин. Это не так. Понимаете, в Гагарине как-то причудливо сочетались уникальность и обыденность – черты, присущие любому молодому лётчику того времени. Он выделялся природным умом. Улыбка у него действительно была обаятельная. Но, боюсь, эта улыбка заслоняет в нём личность, а личность была очень интересная. Он был очень хороший психолог и с очень хорошим чувством юмора… И в то же время я смотрю на эту шестёрку и думаю, что могу приехать в любую авиационную дивизию и найду такую же. Это были нормальные молодые лётчики…»

 

Хэм летит в космос

Однако первым «астронавтом» стал… африканец. Именно он отправился в космос 31 января 1961 г.

Хэм родился в Камеруне, где и был схвачен охотниками. Его переправили во Флориду, а там уже выкупили ВВС США, чтобы начать подготовку к полёту на ракете. Он тренировался 2 года.

Хэма готовят к космическому полёту. Хэма готовят к космическому полёту. Фото: Public Domain

 

У нас биологические и медицинские эксперименты велись на собаках. В США дорогу в космос прокладывали приматы. Первой стартовала на ракете макака Альберт в 1958 г. Она погибла. Потом появился ещё один Альберт. Почему-то специалисты упорно называли своих подопытных именем Эйнштейна.

Эти эксперименты особой популярности в США не имели, пока не был запущен первый искусственный спутник Земли. Теперь уже стало ясно, что впереди полёт человека. Суборбитальный полёт в космос должен был совершить шимпанзе Хэм. Его тренировали нажимать кнопки управления. Если он ошибался, то получал удар током по пяткам. На тренировках Хэм чётко выполнял все команды. Однако во время полёта что-то отказало в системе «подсказок», и Хэм непрерывно получал удары током. А тут ещё капсула приводнилась не в расчётном районе, перевернулась, и Хэм начал тонуть. Но его удалось спасти. Хэм стал национальным героем. Его поместили в зоопарк, где он и прожил до 25 лет в почёте и довольствии. ...Прыжок человека в космос на 15 минут – именно столько продолжается суборбитальный полёт над океаном – был запланирован в США на 20 апреля. Корабль «Меркурий» должен был пилотировать Алан Шепард. У нас внимательно следили за всем, что происходило за океаном. Мало кто верил, что мы сможем опередить американцев. Но это уже другая история.

Картина дня

наверх