На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Сергей Зарянко и его "живые" портреты: как крепостной мальчик стал любимым художником царской семьи

Фрагмент портрета Натальи Зарянко, дочери художника

Девятнадцатый век был по-настоящему золотым в искусстве России – не в последнюю очередь потому, что талантливых художников ценили и поддерживали - как в залах учебных заведений, так и в залах дворцов. История творчества Сергея Зарянко, умевшего оживить холст и обессмертить своего натурщика – тому подтверждение. Однако, если не принимать в расчет блестящую карьеру живописца, его судьбу невозможно назвать ни простой, ни счастливой.

Из крепостных - в художники

Сергей Константинович Зарянко (Сяргей Заранка – так его имя звучит на белорусском языке) родился в 1818 году в семье крепостного, принадлежащего князю Любомирскому. Родная деревня будущего художника находилась в Могилевской губернии (на территории современной Витебской области) и дала Сергею, как считается, первые навыки рисования.

С. Зарянко. Портрет В.А. Иордан, урожденной Пущиной
С. Зарянко. Портрет В.А. Иордан, урожденной Пущиной

В середине двадцатых годов отец получил вольную и вместе со всей семьей отправился в Петербург, где поступил на службу ни много ни мало как к другу покойного императора – князю Голицыну. Зарянко-младшего определили в недавно открывшуюся Третью гимназию, в которой учились дети разных сословий. Но в 1833 году мать Сергея скончалась, а отец уехал из столицы с новой женой. На попечении 15-летнего мальчика оказались братья и сестры, которых оставил отец. Гимназию пришлось бросить – Сергею приходилось искать способы содержать семью.

С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых
С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновы

Однако о живописи он не забывал – вовремя замеченный художником А.Г. Венециановым, которого всю жизнь потом боготворил, он устроился по его протекции вольноприходящим («посторонним») студентом Императорской Академии художеств. Отучившись, Зарянко получил звание «неклассного» художника, что приравнивалось к 14 классу Табели о рангах.

От "перспективного искусства" к портретам

Первые годы творчества Сергея Зарянко посвящены «перспективному искусству» - изображению интерьеров и пейзажей. Учителем его был знаменитый пейзажист М.Н. Воробьев, обучавший помимо прочих И.И. Шишкина.

Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников
Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников

Свою большую серебряную медаль Академии Зарянко получил за выполнение картины «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников». Современники отмечали блестящее «владение перспективой», уверенную передачу освещения, безошибочное изображение деталей.
Тем не менее, материальное положение художника продолжало оставаться плачевным, и в первую очередь по этой причине он начал давать уроки живописи, а также принимал заказы на создание икон и роспись храмов. В попытках справиться с нуждами семьи и расплатиться с отцовскими должниками он испрашивал у Академии разрешение получить в собственность одну из заказанных ему картин, но получил отказ, правда, в связи с денежными затруднениями Зарянко было назначено небольшое пособие.

С. Зарянко. Внутренний вид Морского Никольского собора в Петербурге
С. Зарянко. Внутренний вид Морского Никольского собора в Петербурге

По свидетельству брата художника Николая, именно работа с интерьерами привела к тому, что Зарянко ослеп и в течение долгого времени восстанавливал зрение. Однако до конца жизни он отчетливо видел лишь одним глазом.
После выставки 1846 года, устроенной Академией, Зарянко обрел славу непревзойденного портретиста. Его изображения певца Петрова и генерала Ломновского поразили публику – настолько живыми казались лица на картинах.

С. Зарянко. Портрет оперного артиста О.А. Петрова
С. Зарянко. Портрет оперного артиста О.А. Петрова
С. Зарянко. Портрет генерала П.К. Ломновского
С. Зарянко. Портрет генерала П.К. Ломновского

С этих пор Зарянко пишет на заказ картины для тех, кто в состоянии их оплачивать – постоянными его клиентами стали члены императорской семьи, в частности, он неоднократно получал заказы на изображение любимого всеми великого князя Николая Александровича.

С. Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича
С. Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича

Над портретами Сергей Зарянко работал с особой тщательностью – бывало, в течение целого года. Критики отмечали его «верность натуре» - сходство изображения с живым человеком поражало воображение. Тем не менее, по свидетельствам семьи художника, оплачивалась такая работа всегда недостаточно.
Зарянко продолжал преподавание, которое выстраивал в соответствии с требованиями реализма. За свою жизнь Сергей Зарянко получил множество почетных званий – академика, профессора живописи, старшего профессора Московского училища живописи и ваяния.

Итоги жизни и итоги карьеры

В начале пятидесятых годов XIX века Зарянко наконец устроил будущее младших братьев и сестер и создал собственную семью, взяв в жены купеческую вдову Анну Павловну Разоренову. В браке у художника было трое детей.
Тем не менее, ограниченность в средствах сопровождала Зарянко до самой смерти – после женитьбы ему приходилось заботиться об обедневших родственниках своей супруги.

А. Колесов. Портрет художника С. Зарянко
А. Колесов. Портрет художника С. Зарянко

Живописец В.Г. Перов описывал своего коллегу по цеху так: «невысокого роста, рябой, со светлыми, словно совершенно белыми глазами, худой на лицо, худой в теле и чахоточный». Зарянко и в самом деле страдал от чахотки, от которой и умер в 1870 году в возрасте 52 лет.

С. Зарянко. Портрет М.В. Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой
С. Зарянко. Портрет М.В. Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой

За свою карьеру Сергей Зарянко создал около ста портретов – в настоящее время их можно увидеть во многих музеях России и Беларуси, в частности, в Третьяковской галерее выставлены девять картин художника. Журнал «Современник» в 1850 году отмечал, что «глаза на портретах Зарянко до такой степени поражают своею необыкновенною живостью, что, смотря на них, становится как-то неловко, сам опускаешь глаза, не вынося этого пристального, спокойного взгляда…»

С. Зарянко. Т.П. Голицына
С. Зарянко. Т.П. Голицына

Этот эффект получает дополнительную силу благодаря тому, что «оживающие» на портретах лица и фигуры принадлежат теперь людям из прошлого, тем, которых не встретишь в реальности. Тем ценнее наследие этого белорусского художника, выходца из крепостной семьи, обнаружившего и обнародовавшего свой замечательный талант.

Вообще, биографии тех, кто смог пробиться к вершинам творческого искусства, выйдя из крепостных, заслуживают особого внимания и безусловного восхищения.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281118/41445/

Картина дня

наверх