На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

«Этот фильм — великий триумф!» 45 лет назад на широкий экран вышла «Калина красная»

Фильм, снятый Василием Шукшиным в последний год жизни, в 1974 году, посмотрели почти 63 млн зрителей. Картина закономерно стала культовой и получила первый приз VII Всесоюзного кинофестиваля, главного кинофорума СССР. Читатели журнала «Советский экран» в традиционном опросе назвали «Калину красную» лучшим фильмом года, а Василия Шукшина — лучшим актером года.

Откуда взялось название

После успешных «Печек-лавочек» Шукшин собирался снимать полнометражное полотно о Степане Разине по собственному роману «Я пришел дать вам волю». Обошел все мыслимые руководящие инстанции вплоть до Госкино и ЦК КПСС, но повсюду получал отказы, более или менее уклончивые. Материал о вожде крупнейшего крестьянского восстания, сам роман и сценарий, получился для своего времени неоднозначный, ершистый, с отчетливыми нотами вольнодумства. В общем, никак не вписывался в тесные рамки «социалистического реализма». Никто в ведущих киностудиях и партийных кабинетах брать на себя ответственность за будущий фильм не захотел. Да и репутация у самого Василия Макаровича, как у любого крупного таланта в советскую эпоху, была шершавая: хоть и мастер высокой художественной пробы, но с некоей затаенной фигой в кармане, так что... Лучше не рисковать.

Отчаявшись пробить, пожалуй, главный фильм своей жизни, Шукшин, вероятно, уже чувствуя, что времени у него остается немного, пришел на «Мосфильм». Ему предложили снять картину о современной советской действительности. То ли от отчаяния, то ли от врожденного ехидства писатель и режиссер предложил в качестве основы свою повесть «Калина красная», которую на одном дыхании написал в больнице, где лежал с обострением язвы. Дескать, вот вам — советская действительность в самом что ни на есть обнаженном виде!

Удивительно, но историю о воре-рецидивисте Егоре Прокудине взяли в производство, заключили с автором официальный договор. Выделили, правда, настолько мизерную сумму, что у любого другого опустились бы руки — но Василий Макарович с энтузиазмом взялся за дело: трудности его всегда только подзадоривали.

Сценарий был написан в рекордные две недели. Название повести и фильму дала русская народная песня «Калина красная», которую любила напевать Лидия Федосеева еще в пору первых свиданий с будущим мужем. Но использовать песню на музыку Яна Френкеля в картине не получилось: композитор запросил солидный авторский гонорар, денег на который в бюджете попросту не было.

Сюжет пришел из реальной жизни

Готовясь к съемкам, Василий Макарович немало часов провел в архивах МВД, отсматривая километры кинохроники. Тогда-то ему и попалась пленка с записью безымянного зэка, проникновенно исполнявшего «Письмо матери» на стихи Сергея Есенина: «Ты еще жива, моя старушка…» С этой черно-белой записи, буквально потрясшей режиссера, и начинается фильм.  

Сюжет самой повести имел под собой реальную основу. Одна из двоюродных сестер Шукшина переписывалась с заключенным, который обещал приехать к ней после освобождения. Да так и не приехал, но писатель решил «докрутить» сюжет… Главной героине «Калины красной» он дал имя своей сестры, Любы Байкаловой.

На съемочной площадке жесткий, часто до грубости, Шукшин не делал скидок собственной жене. Ему удалось почти невозможное: превратить коренную ленинградку-интеллектуалку Лидию Федосееву в натуральную деревенскую простушку. Хотя, с другой стороны, многие из снявшихся в фильме актеров подчеркивали, что Шукшин всячески поощрял импровизацию на съемочной площадке: «С ним легко было работать, — признавался Иван Рыжов, сыгравший отца Любы. — Мы ведь сами знали, что и как сыграть в разных сценах, и Шукшин никогда не упорствовал со своим видением, как другие режиссеры, не обкрадывал нас в творческом и профессиональном плане».

Рецидивиста по кличке Губошлеп исполнил душевный друг Шукшина Георгий Бурков. Поначалу играть убийцу актер отказался наотрез, но перед натиском Василия Макаровича устоять в итоге не смог. Эпизодическая роль получилась настолько колоритной, что популярность актера стала всенародной, а приглашения сниматься посыпались одно за другим: в великолепные картины «Гараж», «Иронию судьбы», «Жестокий романс», «Они сражались за Родину», «О бедном гусаре замолвите слово»…

На роль Куделихи, матери Егора Прокудина, планировалась Вера Марецкая, но та неожиданно заболела. Режиссер нашел замену прямо на месте съемок — обычную пенсионерку Ефимию Быстрову из деревни Мериново Вологодской области. Весь текст, который она произносит в кадре, — это реальный рассказ о ее сыновьях, о собственной жизни, поразительным образом совпавший со сценарием фильма. Лидия Федосеева-Шукшина только мягко направляла разговор… Чтобы не смущать старушку, снимали ее тайком, через открытое окно ее же хаты. При монтаже мосфильмовское начальство потребовало удалить жалобы Ефимии Быстровой на черствость сельсоветских работников и скромный достаток («Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии…») — практически весь остальной монолог вошел в картину без купюр.

Последнюю сцену, где брат Любы на самосвале настигает бандитскую шайку и сбивает их «волгу» с парома в реку, снимали несколько раз. Зрелище получалось неубедительным, скучным. Пока наконец в очередном дубле гонщик-любитель, череповецкий таксист, вопреки грозному распоряжению гнать не больше 40 км/ч, не разогнал «ЗИЛ» вдвое быстрее… Грузовик в последний момент занесло, махина сшибла бетонные столики, перевернулась и ушла под воду — под крики ужаса съемочной бригады и зрителей. Гонщик-лихач переломал обе ноги, а жизнь ему спасла только каска, самолично надетая на голову Шукшиным. Выплывшего брата Любы, актера Алексея Ванина, досняли отдельно.

Финальные кадры…

На съемочной площадке Шукшин не просто играл, а как гениальный актер буквально проживал судьбу своего героя. По воспоминаниям Лидии Федосеевой, в финальной сцене Василий Макарович играл смерть Егора Прокудина настолько пронзительно, что слезами обливалась вся съемочная группа: казалось, у него и впрямь останавливается дыхание и актер вот-вот действительно умрет. В эти минуты у Федосеевой случился гипертонический криз...

Невероятные эмоциональные перегрузки усилили приступы язвы желудка — болезни, которая преследовала Василия Макаровича всю жизнь. Доверить монтаж и озвучку любимого детища он никому не мог и каждый день уезжал из больницы на «Мосфильм», превозмогая себя, продолжал работать. Смены в тон-студии длились долгими часами, и каждые два-три часа у Шукшина начинался очередной приступ. Режиссер становился смертельно, до синевы бледным, бессильно ложился прямо на стулья, сжимаясь в комок. Помощники тушили свет и уходили в курилку… Минут через 20—30 к ним, пошатываясь, выходил Василий Макарович — виновато улыбался, пытался шутить, закуривал, что ему категорически запрещалось. Возвращались в студию, и через час-другой все повторялось…

Лев Дуров, сыгравший официанта, сначала, когда прочитал сценарий, отклонил предложение сниматься. Шукшин попросил о личной встрече, на которой рассказал, насколько многослоен и по-человечески глубок задуманный фильм. Дуров согласился и высказался впоследствии так: «На премьере я понял: «Калина красная» — это великий триумф! Нигде и никогда я больше подобных оваций не слышал».

Через полгода великого мастера Василия Макаровича Шукшина не стало.

— Фильм долго мурыжили по инстанциям, придиркам не было числа. Пока его не отвезли на дачу Брежневу для вечернего показа. Генсек, говорят, на одном дыхании досмотрел до конца, расплакался и повелел дать картине высшую прокатную категорию.

— Несколько лет спустя после выхода фильма в советских исправительных учреждениях появился вокальный конкурс среди осужденных под названием «Калина красная».

— «Калину красную», по некоторым оценкам, посмотрели более 100 млн человек. Картиной неоднократно и прилюдно восхищались мэтры кинематографа Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.

— В 2009 году на родине режиссера, в Алтайском крае, появился скорый поезд «Калина красная».

 

Александр Орлов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх