Александр Исачев родился в городе Речице Гомельской области, Белоруссия. Умер в 1987 году , в возрасте 32 лет
АПОСТОЛ ПЕТР
Вдова художника Александра Исачева: «14-ти лет с Сашей мне хватит на всю жизнь…»
Так и не разгадан секрет его невероятного успеха у зрителя. Потому что успеха этого добился не просто художник-самоучка, но и очень молодой человек.
Самые известные свои работы, часть из которых сегодня выставляются в Питере, Александр написал до 25 лет (!) Талантливого мальчика, росшего в мозырском интернате, принимают в столичную школу для одаренных детей. Саша был одарен настолько, что его детские работы победили на Женевской выставке. Но в 9-й класс его не берут - Саша выкрасил волосы хной и отказался побриться наголо. Парень возвращается в родную Речицу, учится в вечерней школе и работает на стройке. Ни в каких художественных школах, тем более вузах он учиться никогда не будет. Но и живопись не оставит. Зато он уезжает в Ленинград. Попадает там в авангардную среду, выставляется на квартирных выставках вместе с другими непризнанными художниками. В Беларуси о нем никто не знает, пытаются даже после возвращения в Речицу привлечь по статье «Тунеядство». В 1987 году в родном городе проходит его первая и единственная прижизненная выставка художника. Через три дня после ее закрытия он умирает от сердечного приступа.- Не каждая женщина может пойти на то, что ее муж занят искусством и только искусством…
- Тогда это было особенно интересно. Тогда муж квалифицировался как тунеядец. Я понимала, что нам грозят неприятности. Когда товарищи приходили, я, изучив как будущий юрист статью о тунеядстве, выяснила, что все не так просто: тунеядец - это человек, который живет на средства кого-то против воли кого-то.
Я им говорила: вы понимаете, что никогда не получите подтверждения этого? А когда появились заказы от церкви расписывать храмы, все квитанции мы сразу относили в налоговую. …Я еще девчонкой поняла, что он не может не писать, это его дыхание. Я еще ничего не понимала, насколько это гениально или не гениально. Я просто его любила и знала, что любимому человеку нужно дать кислород, чтобы он жил. Он счастлив у мольберта, и тогда все вокруг светится, мы ведем интересные разговоры, у нас интеллектуальный, энергетический обмен. Так вот ощущение жизни с Исачевым - как будто три жизни прошло. А событийности там минимум. Такое бывает раз в жизни. То, что в 1987 году в Речице прошла выставка Исачева, сегодня кажется естественным. Ну, наконец - увидели, оценили талант. Сегодня подобными вернисажами никого не удивишь. Но тогда выставка художника, не состоящего ни в каком творческом союзе, даже теоретически не могла состояться. Да еще чтобы на нее пришли 20 тысяч человек!- Как я понимаю, ситуация выглядела так: Михайлов (коллекционер, собиравший и выставлявший у себя на квартире картины неофициальных художников. - Прим. ред.) уехал на Запад, имя Исачева там стало звучать, а у нас уже были предперестроечные времена, отношение власти, спецслужб к искусству стало меняться, от сплошного зажима стали отходить. Так и получилось воплощение булгаковского принципа: никогда и ничего не просите. Сами предложат и сами всё дадут! Так Саше предложили сделать выставку. Отъезд Георгия Михайлова на Запад - событие для конца 80-х достаточно громкое. Но еще громче был судебный процесс над ним в 1979 году. Тогда двадцатилетние Саша и Наташа Исачевы были в первых рядах и свидетелей, и спасителей его коллекции. Судили коллекционера за незаконную предпринимательскую деятельность - ведь все выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными. Когда Михайлова отправили на Колыму на четыре года, в приговоре значилось: все картины, изъятые у него (а это больше тысячи полотен), конфисковать в доход государства. В случае невозможности их реализации - уничтожить. - Картины нужно было спасать. Сашиных там было несколько десятков. Именно они сейчас выставлены в Питере в «Галерее Исачева». А тогда мы составили уйму писем, подняли всю общественность. И организовали Фонд свободного русского современного искусства. Подписи Александра и Натальи Исачевой - первые под воззванием, а работа Александра «Апостол Петр» стала эмблемой фонда. Через четыре года Михайлов вернулся, картины так и остались в его опечатанной квартире. Теперь он сам должен был сдать их государству.
- Он и сдал несколько. За картину сошла даже палитра Исачева. Словом, за хищение в особо крупном размере Михайлова снова арестовали. На этот раз ему грозил расстрел. Миттеран написал Горбачеву, в итоге Михайлова освободили, но предложили покинуть Советский Союз. Условием своего отъезда коллекционер поставил возможность вывезти свою коллекцию. Так картины Исачева и еще десятка неформальных художников оказались на Западе, их увидела европейская публика. Тогда то власти в Союзе и разрешили ту самую речицкую выставку Исачева. В начале 90-х, когда Георгий Михайлов был полностью реабилитирован, он вернулся в Россию со всей коллекцией. Увидеть ее и в том числе самое большое собрание картин Александра Исачева можно и сейчас в Петербурге.
- Я, после смерти Саши, пыталась собрать как можно больше Сашиных работ, выкупала, пока могла. Пока те, что он продавал за 150 - 200 рублей, отдавали за 600. Когда стоимость их стала расти, я уже не могла это потянуть. В речицкой квартире художника на стенах только его графика, рисунки.
- Нас в 96-м ограбили. Вынесли все Сашины работы маслом. Слава Богу, ребенок жив остался. Грабители явно следили за квартирой, в это время в ней должна была быть только бабушка, а оказалась дочка Маша. Они ее связали… Ни одной похищенной работы так и не нашли. В то время взломали многие квартиры в Речице, где были исачевские картины.
- А вы нашли для себя ответ, почему он так рано ушел?
- Сделал все, что должен был на этой земле. Но мы не уходим совсем, для меня это очевидно.
АВТОПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ Г, МИХАЙЛОВА
ПРОРОК
БЛАГОСЛАВЛЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ ИСКУССТВА
МАГИЯ
ПЕРСЕФОНА
Мы, русские - мистики, вот такое искусство, многим из нас будоражит воображение
Свежие комментарии