Свежие комментарии

  • Николай Кержаков
    Когда ВЕЩИ называют их понятными ИМЕНАМИ, то непонятное  становится  понятным !!!!!!! Синонимовых  Слово-наслоений  д...Почему Запад так ...
  • Элеонора Коган
    Вот Котофеич Буська-то каков, деда вылечил!!! Лекарь что надооказался!!!!Буська
  • Татьяна Петрова
    А налоги кому эти владельцы  платят? И прибыль не за кордон повезут - научены санкциями.  Значит, всё в России остане...Кто выиграет от о...

Что входило в прописной кодекс чести русского офицера

Что входило в прописной кодекс чести русского офицера

«Что такое честь офицера - я хорошо знаю! На фронте этому быстро учились!» - восклицал Шарапов в легендарном «Месте встречи изменить нельзя».
С царских времен офицеры в России считались особой кастой на фоне рядовых военнослужащих и гражданских людей. Их отличие состояло не в чванстве и высокомерии, а в пожизненном равнении на долг и честь. Нужно заметить, что следование законам офицерской чести не наделяло никакими привилегиями, а скорее порождало массу ограничений. Русский офицер жил в постоянной готовности рисковать собственной головой, а доступные остальным радости жизни считались в отношении него дурным тоном.

Не кути - лихость не докажешь

Автор популярной офицерской брошюры В.Кульчицкий.
Автор популярной офицерской брошюры В.Кульчицкий.


Впервые дисциплинарный свод правил для мужчин ввел царь Петр I, составивший пособие по воспитанию юношей из дворянского сословия «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Тогда же увидел свет и «Устав воинский», вобравший в себя правила построения, взаимоотношения военных чинов, порядок в армии и обязанности служивых. Но все это касалось практической стороны вопроса. К началу 20 века появились неформальные правила иного толка, апеллирующие к офицерской чести. «Советы молодому офицеру» оформил и записал ротмистр Валентин Кульчицкий.

Фактически они представляли собой давно существовавшие неписаные законы, которые автор свёл воедино. На заре 20 столетия брошюра пользовалась огромной популярностью и переиздавалась шесть раз.

Так называемый кодекс чести состоял из 26 подробных пунктов. Один из них предостерегал молодых офицеров от кутежа. Хотя Толстой в «Войне и мире» и изображал яркого офицера Долохова, свесившего ноги из окна 3 этажа и выпивающего на спор бутылку рома. Конечно, истинный офицер мог иметь всякий опыт, но все надлежало делать в меру. В том числе и пить. Отдельный пункт касался карточных долгов, которых следовало избегать, не проигрываясь дотла. Правда, нередко получалось наоборот. Ситуация объяснялась банально: размер офицерского жалованья не позволял оплатить проигрыши.

Военное обмундирование офицеры приобретали самостоятельно, что обходилось, мягко говоря, в кругленькую сумму. Обязательной затратой считалось членство в офицерском собрании и личная библиотека. Особенно дорогое содержание выпадало на долю гвардейской пехоты, которая часто размещалась в столице. Транжирами считались служащие гвардейской кавалерии. В их кругу принято было устраивать шикарные обеды, и никто не имел права отказаться от участия. Кавалеристы не позволяли себе занимать в театре дешевые места, претендуя на ложи. А положенных каждому казенных скакунов заменяли на самостоятельно купленных и как можно дороже.


Береги репутацию женщины

Жениться тоже приходилось по правилам. /Фото: wir.com.ru
Жениться тоже приходилось по правилам. /Фото: wir.com.ru


Подчинялись офицеры четким правилам и в вопросах женитьбы. Для вступления в брак им полагалось получить разрешение вышестоящего командования. Командир, дающий такое право, определялся регламентом. До 23 лет - никакой женитьбы, только постижение военного ремесла. До наступления 28-летнего возраста офицер должен был предоставить документальное подтверждение имущественных приобретений.

Негласным законом регламентировался даже тип подходящей русскому офицеру супруги. Такая девушка обязана была слыть в обществе доброй, нравственной и благовоспитанной. Офицерам запрещалось жениться на актрисах и женщинах разведенных, если при расторжении предыдущего брака вина лежала на них. Офицер, без разрешения вступивший в брак, мог быть уволен. Еще одно требование - венчание военнослужащего с его избранницей от руки полкового священника. Если же церемония происходила в другой церкви, выписывалась бумага о разрешении на таинство от командира подразделения.


Лучше худшее решение, чем бездействие

Офицер должен был обходительно обращаться чинами ниже своего. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Офицер должен был обходительно обращаться с чинами ниже своего. /Фото: avatars.mds.yandex.net


Честь офицера ограничивала его и в ряде других вопросов. Признаком дурного тона считалась демонстрация обиды. При этом по отношению к обидчику нужно было обязательно предпринимать меры. Словесные баталии часто перетекали в смертельные поединки — публичное оскорбление заканчивалось дуэлью. С дуэлями в Российской империи, конечно, всеми силами боролись. Но даже самые высокие указы не справлялись с давней дворянской традицией ставить на место своих обидчиков. В офицерской среде считалось позорным снести оскорбление и не вызвать недруга на решающий поединок. Государство хоть и не поощряло такие разборки, но в 1894-м были изданы отдельные правила, легализующие установленным образом дуэли. Право назначать поединки передали судебной власти, которая решала необходимость мероприятия.

Офицеру полагалось держать слово уже только из уважения к самому себе. Никто не должен был усомниться в искренности любого данного обещания. Обратная картина считалась признаком нехватки мужества и пятнала офицерскую честь.

О том, в какой мере честен военный (или бесчестен), судили главным образом окружающие его люди, поэтому офицер всецело зависел от общественного мнения. «Человек чести» - так принято было отзываться о порядочном мужчине. Честь считалась высшей офицерской святыней, высшим благом, которое он хранил и содержал в чистоте.

«Честь не знает ни тягостей, ни опасностей… честь не терпит и не выносит никакого пятна», - писал в конце 19 века полковник генштаба М.С.Галкин. При этом чувство собственного достоинства не могло перейти в чванство, заносчивость или малейшее превосходства над более низкими чинами. Всякий офицер обязан был почитать любое звание и одинаково уважительно обращаться с представителями любого общественного класса. И особенно учтиво – с людьми, стоящими ниже его рангом. Такая степень благородства подразумевала жертвование личными интересами в пользу ближнего. Ну а венчала эту философию фраза, пояснять которую не нужно: "Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!" 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290622/53649/

.

Картина дня

наверх