На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Одиссей
    Коридор - он не такой уж коридор. Это, скорее, перекресток: Белоруссия - Калининград и Польша - Литва. Так что, не то...Что означает возн...
  • Grandad
    Зачем это болото нам? Проще вернуть отданную Сталиным южную часть Литвы вместе с Вильно (Вильнюс), которые ей раньше ...Что означает возн...
  • Горыныч
    Аляску.Что означает возн...

Ларь-батюшка

Фото: sobranie.info

Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея.

В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков — от небольших шкатулок до огромных конструкций.

Мы узнали, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству.

Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины — дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию — не только цветные, но и черные — привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, — рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. — Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях — ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, — рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко.

— До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх