На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Свитайло
    В 2008 году в США разразился кризис, аукнувшийся во всем мире. Казалось бы, какое отношение Россия имеет к их ипотечн...Штормовой финал: ...
  • Геннадий Б
    И что же сбылось, что он наванговал?Штормовой финал: ...
  • Eduard
    Всё просто США воруют чужое имущество по смехотворным причинам,какюи Европа рабская! Европаот американской сиськи всё...Штормовой финал: ...

МИЛЛЯР ГЕОРГИЙ ФРАНЦИЕВИЧ

МИЛЛЯР ГЕОРГИЙ ФРАНЦИЕВИЧ

Чтобы помнили!

Гео́ргий Фра́нцевич Милля́р (7 ноября 1903, Москва, Российская империя — 4 июня 1993, Москва, Российская Федерация) — советский, российский актёр театра и кино, по собственному определению, «вся нечистая сила нашего синематографа». Народный артист РСФСР.

Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, приехавшего в Россию консультировать русских в области мостостроения, и где его очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись на ней, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое. Но совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда умер его отец. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру. 
Милляр рос в атмосфере страстной любви к искусству. Он слышал Шаляпина, Нежданову, Собинова, видел на сцене великих мастеров театра, и самого Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки.

Пришедшие к власти большевики забрали у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. В 1917 году их шикарная квартира превратилась в коммуналку, в которой Георгию Милляру с мамой была выделена одна комната. Опасаясь худшего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию, и он превратился из де Милье в Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не рассказывал в анкетах о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким языками.

Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр. Там он добросовестно работал и мечтал о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал в 1920 году, когда заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. Руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и он превосходно справился с задачей, после чего его стали вводить и на другие роли.

В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно из-за его необычной внешности и ужасной дикции. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...».

Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. В памяти московских театралов остались воспоминания о многих сыгранных им ролях - Герцог Альбано в спектакле «Озеро Люль», Мокроносов в спектакле «Конец Криворыльска», Пикель в спектакле «Гоп-ля, мы живем», аптекарь в спектакле «Ромео и Джульетта», Атташе в спектакле «Голгофа», Болтиков в спектакле «Инга», Имангужа в спектакле «Поэма о топоре», мистер Гоукер в спектакле «Улица радости» и граф Людовико в спектакле «Собака на сене».
Казалось, все было в его карьере хорошо - у него было прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1941 году он ушел из театра.

В кино Георгий Милляр начинал работу с эпизодов. Первую большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют, и он оказался великолепным - самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же была заказана новая сказка, которая должна была рассказывать о борьбе добра и зла.

Так на свет появилась киносказка «Василиса Прекрасная». 
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Какой она должна предстать перед зрителями? Как она вообще может выглядеть? На эту роль пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская. Своими сомнениями режиссёр поделился с Милляром. «Не женская это роль, - ответил он Роу. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».
Образ Бабы Яги он придумал сам. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

При выборе ролей Георгий Францевич впадал в две крайности: либо он напрашивался сам, либо его долго уговаривали. На роль Бабы-яги Милляр именно «нахально» напросился и сыграл три роли в одном фильме. В титрах его указали только раз. В рецензиях авторы недоумевали, почему в титрах не указана фамилия актрисы? «Актриса» и озвучивала роль «сама». «Бывают такие старушки с прокуренными голосами», - со знанием дела утверждал Милляр.
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем.
«Если хочешь быть модным мужчиной, надевай на себя всё дамское», - говорил Милляр. «Уговаривать» актера сниматься приходилось гораздо чаще. В 1941 году на «Союздетфильме» решено было поставить патриотическую сказку «Конец Кощея Бессмертного». На вопрос, кто будет играть Кощея, драматург Владимир Швейцер и режиссер Александр Роу в один голос ответили: «Конечно, Георгий Францевич!». Милляр «закапризничал»: «Не могу! Таланта не хватит!». Но опыт «уговоров» актера уже был: Милляра часто приглашали на студию обсуждать отдельные эпизоды фильма. И вот однажды на обсуждение он пришел с наголо обритой головой и бровями (это он делал всегда, чтобы облегчить работу гримеров). Все поняли: Милляр решил сниматься.

Георгий Милляр стал самым сказочным из всех артистов на планете. Он и сам нередко говорил: «Я работаю в области сказок». Но одно дело - принцы и богатыри, а другое - ведьмы и оборотни. Вот их-то и взвалил на свои хрупкие плечи сын французского инженера. Причём сам Милляр любил, чтоб было пострашнее. Когда он появлялся во дворе киностудии в костюме самой первой своей Бабы Яги на съёмках «Василисы Прекрасной», ребятишки с плачем разбегались в разные стороны. А когда он в образе Кощея предстал перед лошадью, та встала на дыбы и отказалась подпускать его к себе. Приходилось завязывать ей глаза, но как только она оказывалась без повязки - тут же сбрасывала актёра прочь. Действительно, Милляр в этом образе был чудовищно страшным. От природы худой, во время эвакуации начала сороковых он перенёс среднеазиатскую малярию, поэтому выглядел «живым скелетом». Оператору было легко работать с такой фактурой, при умелом обращении приближая её к образам ранней готики.

Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу. Исключением стал лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок». Каждая их совместная работа оставила ярчайший след в отечественном кинематографе. Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.

В общей сложности актер сыграл Бабу Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы Яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». 
В сказке «Огонь, вода и медные трубы» Милляр сыграл Бабу Ягу и Кощея, в сказке «Золотые рога» - Бабу Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы. В 16 фильмах Роу Милляр сыграл около 30 ролей.

Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...». Среди других сказочных героев, сыгранных Милляром, были мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».

При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» - эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.

Власть Георгия Францевича не жаловала и не замечала. Официальные лица не относились к Милляру серьезно: «Ну, кто такой Милляр? Ну, ходит такой смешной человечек». А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. На международные фестивали, где фильмы Роу брали высшие премии, артиста не отпускали. Не дали Милляру провести и ни одного большого творческого вечера, даже на юбилей.

В середине 1980-х годов, когда милляровскую коммуналку в центре Москвы расселяли, ему дали 2-комнатную квартирку на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. «Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже», - просила Марья Васильевна. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить: «До метро я и на трамвайчике доеду», - говорил он.

Георгий Францевич Милляр был автором афоризмов, которые и по сей день живы в народе, но не все знают, что их придумал именно Милляр. Свои афоризмы актёр записывал. Таким образом появился Алфавит Милляра:

Актёр — кладбище неигранных образов.
Алкоголь — посредник, примиряющий человека с действительностью.
Валидол — аристократическая закуска к коньяку.
Водочные клизмы — красиво, но как быть с закуской?
Каждый Кащей думает, что он бессмертен.
Молодость. Нет такого генерала, который не захотел бы стать солдатом.
Невинность — причина для удивления жениха.
Сплетни заменяют прессу, славу и рекламу.

Скончался Георгий Францевич Милляр 4 июня 1993 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок № 3).

 

http://fishki.net/1727071-milljar-georgij-francievich.html?m...

роли в кино
1992 Ка-ка-ду :: адвокат
1992 Детонатор :: чукча Иванов
1991 Пять похищенных монахов :: "Кощей"
1991 Действуй, Маня! :: Иван Акимович
1991 Veniks. Половые щетки :: Ариана
1990 Убийство свидетеля :: цветочник
1988 На помощь, братцы! :: Царь
1986 Полет в страну чудовищ :: Генерал
1985 После дождичка в четверг :: слуга Бабадура
1985 Господин гимназист :: пассажир
1985 Внимание! Всем постам... :: Андрей Егорович
1984 Осенний подарок фей :: старый солдат
1983 Комета :: пенсионер
1983 Без особого риска :: пассажир ялтинского автобуса
1982 Серебряное ревю :: дядя Яша
1982 Безумный день инженера Баркасова :: сосед
1981 Шестой :: старик-шахматист
1981 Андрей и злой чародей :: Смог
1980 У матросов нет вопросов :: пассажир в вагоне
1980 Полёт с космонавтом :: старый конюх
1980 История одного подзатыльника (короткометражный) :: фокусник
1980 Если бы я был начальником :: дед Любы
1979 Самые большие гонки (короткометражный)
1979 Мой первый друг :: актер театра в роли Дика
1978 Осенние колокола :: правитель европейской державы
1978 Замурованные в стекле
1976 Развлечение для старичков :: отец Алексея
1976 Пока бьют часы :: Министр Войны
1976 Деревня Утка :: мистер Брауни
1975 Финист - Ясный сокол :: Кастрюк
1973 Обновили (короткометражный) :: дедушка Бори
1973 Доброе дело (короткометражный) :: генерал
1972 Золотые рога :: Баба-Яга / дед Маркел
1972 Включите северное сияние :: учитель физики
1971 Достояние республики :: пожилой железнодорожник
1971 Держись за облака | Hold on to the Clouds | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) :: Березка
1970 Шаг с крыши :: Гы - вождь хапов
1970 Хуторок в степи :: старик
1970 Бушует "Маргарита" :: пассажир
1970 Баллада о Беринге и его друзьях :: шут Балакирев
1969 Старый дом :: конвоир
1969 Две улыбки (киноальманах)
1969 Варвара-краса, длинная коса :: Чудо-Юдо :: главная роль
1968 Улыбнись соседу :: Владимир Захарович
1968 Калиф-Аист :: Селим, мудрец
1967 Огонь, вода и... медные трубы :: Кащей Бессмертный / Баба Яга / глухой пожарный
1967 Дубравка :: Антон Юрьевич, актёр и почтальон
1967 Война и мир :: Морель
1966-1969 Фитиль (короткометражный)
1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика :: гостеприимный хозяин с рогом
1966 Волшебная лампа Аладдина :: Наимудрейший
1966 Весёлые расплюевские дни :: Омега
1965, 1966 Заблудший :: колхозник - возница
1965 Бывает и так (киноальманах)
1964 Обыкновенное чудо :: Палач
1964 Морозко :: Баба-Яга / Дьяк в шайке разбойников
1964 Всё для Вас :: дворник
1963 Сорок минут до рассвета :: эпизод
1963 Слепая птица :: Иван Иванович
1963 Сгорел на работе (короткометражный) :: эпизод
1963 Королевство кривых зеркал :: Наиглавнейший Церемониймейстер / королевский возчик / вдовствующая королева
1963 Большой фитиль (киноальманах) :: капитан парохода
1962 Я купил папу :: продавец в зоомагазине
1962 Деловые люди :: папаша Эбенезер Дорсет
1961 Человек ниоткуда :: электромонтер
1961 Совершенно серьёзно (киноальманах) :: швейцар
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки :: Черт
1960 Своя голова на плечах :: сторож
1960 Конец старой Берёзовки :: прохожий
1959 Тоже люди (короткометражный) :: французский солдат
1959 Судьба человека :: пьяный немец
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва :: телеграфист
1959 Муму :: человек, купивший Муму у Степана
1959 Марья-искусница :: Квак
1959 Косолапый друг :: зритель в цирке
1959 В нашем городе (короткометражный) :: дворник
1959 Василий Суриков :: ряженый
1958 Юность наших отцов :: поп
1958 Сампо | Day the Earth Froze, The | Sampo (СССР, Финляндия) :: чародей
1958 Новые похождения кота в сапогах :: Шут и Ведьма
1958 Капитанская дочка :: солдат
1958 Звероловы :: эпизод
1958 Девушка с гитарой :: флейтист в магазине
1957 Шторм :: человек на заготовке дров
1957 Поединок :: Клодт
1957 Новый аттракцион :: охотник из шалаша
1957 Как поймали Семагу (короткометражный) :: посетитель кабачка
1957 Звездный мальчик :: придворный
1957 Его время придет :: Хохловкин
1956 Человек родился :: сосед Петрова
1956 Драгоценный подарок :: Геннадий Максимович Утятин
1955 Судьба барабанщика :: Николя
1955 Секрет красоты (короткометражный) :: председатель экзаменационной комиссии :: главная роль
1955 Самоуверенный Карандаш (короткометражный) :: дворник
1955 Овод :: нищий
1955 Белый пудель :: Иван
1954 Море студёное :: дьячок / скоморох
1953 Налим (короткометражный) :: Ефим
1953 Завтрак у предводителя (фильм-спектакль) :: Карп
1952 Майская ночь, или Утопленница :: писарь
1951 Сельский врач :: Дмитрий Васильевич
1950 Смелые люди :: немец с губной гармошкой
1950 Заговор обречённых :: бой
1950 В степи (короткометражный) :: водовоз
1948 Первоклассница :: почтальон
1947 Мальчик с окраины :: член экзаменационной комиссии
1945 Пятнадцатилетний капитан :: туземец
1944 Кащей Бессмертный :: Кащей Бессмертный и старичок :: главная роль
1943 Новые похождения Швейка :: немец
1943 Мы с Урала :: дед Томакуров
1942 Швейк готовится к бою :: хозяин пивной "Приют шофёров"
1942 Принц и нищий :: Йокель
1941 Конек-Горбунок :: Царский спальник Чихирь / Сказитель / Разбойник
1940 Яков Свердлов :: эпизод
1940 Сибиряки :: дед Яков
1940 Салават Юлаев :: управляющий рудником
1940 Брат героя :: врач
1939 Золотой ключик :: клоун на сцене
1939 Василиса Прекрасная :: Баба-яга / старик-отeц / седой гусляр :: главная роль
1938 По щучьему веленью :: царь Горох
1933 Рваные башмаки :: эпизод
1933 Марионетки :: лысый чиновник
1932 Штурм (документальный) :: чиновник
1931 Рядом с нами :: генерал
озвучивание
1986 Сын камня и великан (анимационный)

1986 Полет в страну чудовищ :: Чих
1983 Мэри Поппинс, до свидания! :: попугай Мистер Томас/ворон
1981 Как здоровье, братец Лис? (анимационный)
1981 Вук | Vuk (Венгрия, анимационный)
1980 Вечерний лабиринт :: лифтёр
1979 Приключения принца Флоризеля
1979 В одно прекрасное детство :: попугай
1978 Новые приключения капитана Врунгеля :: аптечный работник
1978 Беда (анимационный) :: Беда
1977 Незнайка в Солнечном городе (анимационный)
1977 Гариб в стране джиннов :: Гарашад роль Аги Гусейна Джавадова
1975 Мук-скороход (анимационный)
1974-1977 Хождение по мукам
1974 Молодильные яблоки (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1972 Фока — на все руки дока (анимационный)
1971 Как ослик счастье искал (анимационный) :: Ворон
1971 Эгей, Кроха! | Hahó, Öcsi! (Венгрия) :: гномик Кокойсе
1970, 1971 Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые
роль Якова Ленца
1970-1972 Рассказы старого моряка
1970 Сказка сказывается (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1968 Случай из следственной практики
1968 Времена землемеров | Mērnieku laiki :: еврей-торговец
1966 Про бегемота, который боялся прививок (анимационный) :: Марабу
1966 Как солдат от войска отстал | ლონდრე
1965 Решающий шаг
1965 Приезжайте на Байкал :: рыба в мультипликационном эпизоде
1963 Дочь солнца (анимационный)
1961 Человек идёт за солнцем :: старик с удочкой (роль Г.Светлани)
1960 Человечка нарисовал я (анимационный)
1960 Королевские зайцы (анимационный) :: Министр
1960 Железные друзья (анимационный) :: Гвоздь
1960 13-й рейс (анимационный)
1958 На перекрестке (анимационный) :: Консервная Банка
1958 Краса ненаглядная (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1957 В некотором царстве (анимационный)
1956 Миллион в мешке (анимационный)
1955 Храбрый заяц (анимационный) :: Старый Заяц
1955 Хитрость старого Ашира :: сторож
1955 Любимая песня :: Рза роль А.Джавадова
1955 Крушение эмирата :: предсказатель
1955 Встреча роль А.Джавадова
1955 Волшебная свирель :: ведьма роль В.Чанкветадзе
1954 Царевна-лягушка (анимационный)
1954 "Стрела" улетает в "Сказку" (анимационный) :: Ворон
1954 Козел-музыкант (анимационный)
1953 Лесной концерт (анимационный)
1950 Чудо-мельница (анимационный) :: царь
1949 Весенняя сказка (анимационный)
1948 Сказка о солдате (анимационный) :: нищий
1948 Новогодняя ночь (анимационный) :: Леший
1947 Конек-Горбунок (анимационный) :: царь
1947 Алишер Навои :: звездочёт
1940 Ивась (анимационный) :: генерал

Картина дня

наверх