Чукчи, дети Ворона: Как жили и во что верили представители самого таинственного народа российского Севера .

Чукчи, дети Ворона: самые таинственные жители российского Севера.


Средний обыватель, увы, знает о чукчах немногое — хорошо, если хоть что-то, кроме расистских анекдотов. В то время, как чукчи всегда были воинственным и свободолюбивым народом, чья жизнь полна магии и загадок.

Легенды об удаве и ранней весне

Предания рассказывают, что когда-то все чукчи жили у моря. Это совпадает и с выводами ученых: до распространения оленеводства чукчи жили именно морским промыслом.

В мифах и сказаниях встречаются любопытные детали, которые еще в первой половине двадцатого века объяснялись тем, что якобы чукчи пришли с юга.

Так названия месяцев не совпадают с явлениями природы: месяц воды наступает раньше, чем вскрываются реки в тундре, оленята рождаются через месяц после того, как «предписывает календарь».

Русским культура чукч часто кажется примитивной, но исследователи скорее считают ее таинственной.
Русским культура чукч часто кажется примитивной, но исследователи скорее считают ее таинственной.



Богораз-Тан приводит рассказ о «Большом черве», живущем где-то у Страны мертвых. «Этот червь — красного цвета, полосатый и так велик, что нападает даже на крупных зверей. Когда он голоден, то становится очень опасным и может напасть из засады на дикого оленя и убить его, сжав в своих кольцах. Он проглатывает свою жертву целиком, так как у него нет зубов. Наевшись, он спит в течение нескольких дней там, где поел, и дети мертвецов не могут разбудить его, даже бросая в него камнями». Исследователь приходит к выводу, что это — описание удава и считает это предание аргументом в пользу того, что чукчи — выходцы из теплых краев.

Если это и правда, то очень давняя. Согласно современной этногенетической схеме, предки чукч жили на этой земле еще на рубеже IV—III тыс. до н.э. Пегтымельские петроглифы, найденные в 1965 году, датируются периодом с I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н. э. и на них уже изображены сцены из повседневной жизни народов, быт которых похож на чукотский. В одной из сказок говорится о том, что когда-то острова в Беринговом проливе были единой землей. Несоответствие календаря, возможно, объясняется изменениями климата на Земле. В любом случае, генетически чукчи близки к корякам и сильно отличаются от большинства других представителей североазиатской расы.

Снимок легендарного фотографа Дмитрия Бальтерманца.
Снимок легендарного фотографа Дмитрия Бальтерманца.



Мир, созданный непослушной дочерью

Мир чукчей создал Творец, он же — Полярная звезда. Причем, когда еще не было света, уже существовали селения Льурэн и Кэнычвэй — или, хотя бы, земли с такими названиями.

Творец создал Ворона и маленькую птичку, чтобы они «продолбили зарю». Ворон с заданием не справился, а птичка сумела «продолбить зарю». И стало светло.

Затем Творец создал людей (причем, всех создал из нерпичьих костей, а русского — из огнива. Следовательно, тогда уже были нерпы и кто-то это огниво изготовил), тундровых животных, оленей. Научил людей размножаться, дал им одежду.

Дальнейшую работу он поручил Ворону и тот создал горы, реки, наполнил моря тюленями и рыбой. В ходе этой полезной деятельности Ворону приходилось сталкиваться с чудовищами-кэле, которых он побеждал. Ворон становился незримым и носился над землей в образе грома. Иногда он превращался в человека-воина, иногда — в сильного шамана. Он женился, у него был сын. В конце концов Ворон заболел и умер (оставаясь при этом незримым громом). Божеством Ворон не стал, за помощью к нему не обращались, жертвы ему не приносили.

(Не надо путать этого Ворона с другим, трикстером, заимствованным у ительменов. Ворон-творец — совсем другое существо).

По одной из чукотских легенд, мир создан непокорной девушкой.
По одной из чукотских легенд, мир создан непокорной девушкой.



Есть и еще один миф о сотворении. Некая девушка отказывается выйти замуж за старика-богача, за что отец выгоняет ее из дома. Уходя, она забирает свои игрушки.
Девушка нигде не может найти приюта, люди, узнав, что она ослушалась отца, ее изгоняют.

Тогда она творит из своих игрушек другой, хороший, народ, который ее примет. Шьет им одежду из мышиных шкурок, творит нерпу в море и учит свой народ правильно жить. Когда к ним приходят кочевые люди, девушка преподает уроки и им. Состарившись, она встречается со своим отцом и дает ему легкую смерть. Затем добровольно уходит из жизни сама.

Чукчи традиционно почитают саму природу.
Чукчи традиционно почитают саму природу.



Кроме Творца, чукчи почитали Наргынэн — природу, вселенную, наружное пространство. К Наргынэн можно было обратиться за помощью, но она была очень требовательна к исполнению обещаний. Обманщик мог навсегда лишиться ее милостей.

Почитали они и стороны света, и некоторые созвездия, особенно Пэгиттин (звезды Алтаир и Тараред из созвездия Орла). Появление этого созвездия предвещало появление света, солнца и оживления в природе.

Вся жизнь рассматривалась как противостояние двух начал: доброжелательного (солнце, тепло, свет) и злого (луна, холод, темнота). Человек не противопоставлял себя природе, а жил, как часть этого мира.

Верования чукоч так же интересны, как и у «раскрученных» индейцев.
Верования чукоч так же интересны, как и у «раскрученных» индейцев.



Черепа животных, которые хранились в яранге, считались домашними святынями, но не божествами. Их кормили, а они обязаны были защищать людей от злых духов. Почитался и огонь — с ним разговаривали, его угощали.

Люди, звери, духи

Леса, реки, сопки, деревья — все имело своих покровителей, хозяев. Относиться к ним надо было так же, как к соседям, владеющим оленями. Если вести себя достойно и соблюдать правила вежливости, хозяева были радушными и могли щедро одарить.

Животные в чукотских сказках ведут себя как люди.
Животные в чукотских сказках ведут себя как люди.



Животные в чукотских сказках нередко предстают особым народом, тоже людьми, только другими. Так девушку, которую родные за отказ выйти замуж бросают в море, спасают моржи и она становится хозяйкой моржовой страны. Охотник может вступить в брак с женщиной-китом, или нерпой. Нередко животные похищают человеческих женщин.

Есть сказания о людях-медведях: они разумны, владеют речью и строят дома, но представляют из себя медведей с человеческими лицами.

Попадаются в легендах и фантастические звери, например, восьминогий гигантский белый медведь, который подманивает путников плачем. Или совершенно непонятный зверь, которого Богораз-Тан называет Kelilgu - «высокий и длинный, ходил всегда с широко разинутой пастью и лапы у него были с длинными когтями». Убить его удалось с трудом, потому что он, несмотря на гигантские размеры, «был проворен и легок, прыгал высоко, кусал зубами и царапал лапами».

Кроме людей и животных существуют еще и духи — как доброжелательные, так и не очень. Со злыми духами-кэле справляются шаманы, но можно обойтись и без них. Каждый человек у чукоч более-менее владел приемами, которые позволяли защититься. Общались чукчи и с предками — у них всегда можно было попросить совета.

Женщина-шаман. Шаманы помогали чукчам говорить с духами предков.
Женщина-шаман. Шаманы помогали чукчам говорить с духами предков.



Самураи севера

О воинской доблести чукоч пишут немало. Именно их боевые качества заставили, наконец, пересмотреть отношение к этому народу хотя бы у части пользователей интернета. Читатели с удивлением узнали, что этот народ вел кровопролитные войны с соседями, не покорился русским завоевателям (чукчи отказались платить ясак, с ними оказалось проще договориться и торговать, нежели их покорять). Они делали прекрасные доспехи из кожи, хорошо владели луками. Коряки не решались выступить против чукоч, даже если вдвое превосходили их в численности. Войны за полярным кругом велись даже при советской власти — последняя случилась в конце сороковых годов, с эскимосами.

О чукотских воинах рассказывают как правду, так и вымыслы. Трудно поверить в то, что чукчи умели ловить стрелы руками, или прыгать на двадцать-сорок метров. Но дрались они хорошо, были безжалостны и не боялись смерти. Жизнь продолжалась и после нее: в обители предков, на небе. Она была, в общем, такой же как и на земле — со стадами, ярангами, охотой, - но без земных неприятностей. Но чтобы туда попасть, надо умереть хорошей смертью — например, в бою. Или уйти добровольно. Или мирно скончаться от старости. Смерть после продолжительной болезни, или смерть труса — плохая. Такие люди попадают в подземный мир, к духам-кэле.

Свирепые воины, чукчи были не лишены милосердия.
Свирепые воины, чукчи были не лишены милосердия.


Обычай умерщвлять стариков довольно распространен среди самых разных народов. Но в отличие от персонажей рассказа Джека Лондона, брошеных во время кочевья на растерзание волкам, чукчи уходили добровольно, они заявляли о своем намерении умереть семье, после чего родные их принимались уговаривать подумать еще и не торопиться. Пока старик был в состоянии что-то делать, хотя бы дать добрый совет, он чувствовал себя нужным близким. Но если ему казалось, что он слишком слаб, дети должны были удушить его ремнем. Это считалось проявлением уважения.

Выживших из ума стариков по-прежнему уважали, считали главой семьи и владельцами оленьих стад. Женщины убивали себя и детей во время войн, не желая попасть в плен. Иногда детей приходилось убивать во время голода — не для того, чтоб избавиться от лишнего рта, а для того, чтоб даровать им легкую смерть.

Чукотские дети.
Чукотские дети.


Презрение к смерти доходило до того, что чукчи почти не ценили жизнь. Правда, рассказ о девушке, повесившейся только из-за того, что мать не взяла ее на ярмарку, все же не может считаться примером обычного поведения.

Будет ли северный Кастанеда?

Даже беглого обзора мифологии, истории и мировоззрения чукоч достаточно для того, чтобы испытать острую досаду из-за того, что этот народ не получил той же популярности, что индейцы Дона Хуана, викинги, или кельты. На основе их мифологии можно было бы разработать не одну подобную систему, доблесть северных воинов ничуть не меркнет перед пресловутым «северным мужеством» (и это вы называете севером?), а их сказки и мифы могут стать материалом для удивительного фэнтази, которому не будет равных.

Кастанеда, конечно, пользовался веществами для расширения сознания, многих поклонников привлекло к нему именно это. Есть подобная традиция и в культуре северных народов, но ее как раз лучше не трогать — к добру эти игры не приводят. Для расширения сознания достаточно представить, кто все же сотворил мир, где Творец взял кости нерпы и кто был тем гигантским червем у порога страны мертвых.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280718/39835/

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх