На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Что сегодня, как в сорок первом, лежит на наших весах

Что сегодня, как в сорок первом, лежит на наших весах

Думала я думала про выступление президента Казахстана на ПМЭФ и недавнюю реплику про дружбу с США в Катаре, да ничего умного, кроме того, что всё происходящее на наших бывших окраинах, было предопределено Беловежской пущей, не придумала. Ёмко наши с вами потайные мысли сформулировал журналист Дмитрий Лекух. Но моя попытка записать мысль с голоса не увенчалась успехом. Попробую пересказать, добавив свои размышления.

То, что происходит на всем постсоветском пространстве, включая Казахстан, Украину, прибалтийские республики, которые ментально остаются в зоне Русского мира или бывшей империи, Лекух назвал "танцем бывших советских элит". Повсюду в разных формах продолжается своя гражданская война. У нас взгляды граждан по отношению к общему прошлому, истории, устоям и т.п. разделились примерно 85:15. У каждой бывшей республики эти пропорции свои. 15% это достаточно большая цифра для страны, население которой и так не слишком велико. К тому же это слой весьма подготовленных и образованных граждан. И надо за них побороться. Другой, так сказать, элиты у нас для нас нет. Трудно с ними, потому что их вожаки вышли из 90-х, потеряли свои высокие позиции, люто ненавидят нынешнее руководство страны и мечтают о том, чтобы вернуться на управленческие вершины.

Недаром ведомые ими толпы молодых протестующих кричали на улицах не о том, как приведут человечество к счастью, а что?

"Мы здесь власть!"

 

Примерно за то же и так же с переменных успехом бывшие советские элиты борются на оставленных Россией пространствах.

А помогают им, ясно, те, кто, утратив влияние в прежних колониях, кинулись на отрезанные куски империи, как голодные коршуны на желанную добычу. И есть за что побороться в XXI веке, когда становится хреноватенько с ресурсами, а мы еще и побросали всюду неслабый промышленный потенциал.

Однако сначала надо справиться с менталитетом обитателей нашего не совсем обычного пространства. А это не так уж просто. Не только потому что нас объединял СССР.

Дмитрий упомянул мельком Вернадского и Гумилева, весьма широко трактовавших масштабы наших границ. Думаю, у Льва Николаевича он имел в виду "От Руси к России - очерки этнической истории", работу, которая до сих пор вызывает споры до хрипоты.

Вот о ней бы поговорить в молодежной аудитории. Долго и тщательно. Ибо множество озвученных там версий даже сам Гумилев сопровождает необычным для автора замечанием: "Неподготовленному читателю изложение концепции этнической истории наверняка кажется экстравагантным до неприличия, и для такого мнения действительно есть некоторые основания".

Мне очень близка его оценка западной цивилизации в той части, где он советует не путать величайшие произведения эпохи Ренессанса, созданные гением нескольких десятков художников и гуманистов, очарованных античностью, с тем, чем на самом деле она являлась на самом деле - в то время,

когда человекоубийство стало для западноевропейцев повседневным занятием и приняло массовые масштабы. Однако ни Сикстинская мадонна Рафаэля, ни Давид Микеланджело ничего не скажут историкам о злодействах папского семейства Борджиа или насилиях, творимых герцогами Сфорца.

.

Примерно то же робко пыталась сказать, когда описывала вам историю картины Рафаэля "Снятие с креста".

Что сегодня, как в сорок первом, лежит на наших весах

Там изображены красавец Грифонетто, его мать и жена. Красавец был предателем, злодеем и убийцей, участником так называемой "кровавой свадьбы в Перудже". Если вы прочтете подробности, у вас кровь застынет в жилах. Однако это не помешало Рафаэлю откликнуться на просьбу его матери, которая сначала прокляла сына, затем рыдала над его телом, когда убийцу настигла месть противоборствующей стороны, а следом заказала картину великому художнику. И он заказ выполнил.

Во-первых, это красиво.

Но злодеи и варвары все равно мы.

 

Гумилев в своих очерках говорит о суперэтносе, сложившемся на территории, которую мы с вами - так уж получилось - занимаем. Он называет его словом "Евразия", имея в виду не континент, не географическое понятие, а именно сложившуюся здесь человеческую общность.

Территория веками манит красавцев грифонетто, где бы они не жили и как бы не выглядели. Привычка у них такая - время от времени нападать на наш суперэтнос.

О чем писала Анна Ахматова, когда грянуло 22 июня 1941 года?

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Что лежит и лежало на наших весах? Что мы отстаиваем сегодня, продолжая свято верить в то, что наше дело правое и Победа будет за нами?

Думаю, вам объяснять не нужно.

Однако чтоб вы смогли соотнести свои ощущения с взглядом философа Гумилева, приведу вам кусочек его рукописи. Самый конец. Итог размышлений. Здесь тоже есть о чем поспорить. Но ведь так интересно!

"Исторический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в XX в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами — пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за "своих" друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения.

Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Так называемые цивилизованные страны относятся к иному суперэтносу — западноевропейскому миру, который ранее назывался "Христианским миром". Возник он в IX в. и за тысячелетие пришел к естественному финалу своей этнической истории. Именно поэтому мы видим у западноевропейцев высокоразвитую технику, налаженный быт, господство порядка, опирающегося на право. Все это - итог длительного исторического развития.

Конечно, можно попытаться "войти в круг цивилизованных народов", то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция".

В сорок первом мои родители сказали этой ассимиляции "нет".

И я никуда ассимилироваться не собиралась и не собираюсь.

Наталия Ефимова

.

Картина дня

наверх