На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Моргунов
    Много правильного, много словесной шелухи !! НО Я БЫ ОЧЕНЬ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ РОССИЯ РАЗВИВАЛАСЬ ТАКИМИ ЖЕ ТЕМПАМИ, КАКИМИ ...«Отвратительно тр...
  • ВераВерная
    Спасибо, так душевно...Завещание бабушки...
  • Галина Баранова
    Как же хорошо,когда все так хорошо кончается!Завещание бабушки...

Ушла эпоха. Скончался «главный цыган СССР» Николай Сличенко

Певцу, актеру, режиссеру, худруку театра «Ромэн» было 86 лет

Николай Алексеевич прожил долгую, и в творческом плане очень успешную жизнь

Николай Алексеевич прожил долгую, и в творческом плане очень успешную жизнь

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Умер Николай Сличенко - это уж точно ушла эпоха. В этой эпохе было немало великих артистов, но он в ней занимал уникальное место: представлял в нашем искусстве целый народ.

Бесконечно талантливый, музыкальный, пластичный, но кочевой народ-бродяга, не имеющий ни приписки, ни прописки. Им восхищались, его воспевали многие гении от Пушкина до Толстого, но отношение к нему всегда было сложным, настороженным, подозрительным.

Сличенко и родился фактически в таборе, мальчишкой видел гибель своего отца, расстрелянного фашистами за принадлежность к столь же "неполноценной" нации, как евреи и славяне. Став круглым сиротой, рос в "цыганском колхозе" под Воронежом. Добрые люди, услышав его пение, рассказали ему про единственный в стране цыганский театр "Ромен", созданный еще Луначарским и руководимый Яншиным - тоже ведь понимали уникальность цыганской жизненной мелодии, высекавшей слезы у Феди Протасова, героя "Живого трупа". Туда пришел молодой Сличенко и прошел там путь от монтировщика декораций до худрука и народного артиста СССР.

А что он такого сделал для цыганского искусства? Да просто сделал его всесоюзно видимым. И сразу - всенародно любимым. Показал всем нелюбопытным, как близки русский романс и цыганский надрывный мелос. До него многие пытались - и получали официальные шишки за "салонность", "упадничество" и "мелкотемье". Но Сличенко был на сцене так неотразим, его голос проникал в душу так глубоко, его мужская стать так сражала женщин в зале, и он был так талантлив в каждом проявлении, что он мгновенно стал любимцем миллионов. И фактически вернул цыганское искусство, многократно высмеянное, спародированное и оболганное, в массовый обиход. Трудно стало найти дом, где не звучали бы его "Милая, ты услышь меня…", "Гитара семиструнная", "Я люблю тебя, Россия…", "Ехали цыгане", и, конечно, "Очи черные" - визитная карточка России в большом мире. То, что в других устах звучало бы выспренне или пафосно, у него изливалось прямо из души - и эта душа была полна любви к прекрасному миру вокруг. В зале не было скептиков: никто не мог усомниться, что это не сыгранное, все чувствовали, что это - настоящее.

С его актерским даром, с его счастливой внешностью Сличенко должны были снимать в кино - но снимали или в роли очередного дежурного цыгана или в эпизодах. А вот на ТВ он был королем, без его пения не проходил ни один "Голубой огонек", ни одно шоу, где нужен был праздник. Его стали звать на правительственные концерты, да и театр "Ромен", где в труппе было много прекрасных мастеров, под его крылом тоже стал открываться миру и объездил с гастролями много стран от США до Японии. Сличенко в нем ставил спектакли, играл в спектаклях, среди его любимых ролей - все тот же Федя Протасов, среди пьес, которые мечтал поставить, - "Отелло".

Он накрепко связал искусство своего народа с национальным искусством России и мире, сделал их неотрывными друг от друга. Услышал и развил проникновенные мелодии, заложенные русскими классиками и сделал их вновь слышимыми. И влюбив в себя страну, сумел снова влюбить ее в искусство русских цыган - как это было во времена Толстого.

Сказать, что это искусство без него осиротело - не сказать ничего. Цыганской культуре сейчас еще хуже, чем русской: для нее еще меньше места в эфирах, на сценах и концертных подмостках. Ее сад, бережно возделываемый гениями начиная от Станиславского, Москвина и Качалова и заканчивая Николаем Сличенко, уже почти вырублен; театру "Ромен", гастроли которого от безденежья давно прекратились, сейчас будет еще труднее выстоять под ударами судьбы. А когда народятся новый Пушкин и новый Толстой, и заплачет ли новый Протасов над романсами давно ушедших дней, сказать невозможно даже оптимисту.

Эпоха ушла. Простимся с ней и скажем спасибо.

Он накрепко связал искусство своего народа с национальным искусством России и мире, сделал их неотрывными друг от друга. Услышал и развил проникновенные мелодии, заложенные русскими классиками и сделал их вновь слышимыми. И влюбив в себя страну, сумел снова влюбить ее в искусство русских цыган - как это было во времена Толстого.

Сказать, что это искусство без него осиротело - не сказать ничего. Цыганской культуре сейчас еще хуже, чем русской: для нее еще меньше места в эфирах, на сценах и концертных подмостках. Ее сад, бережно возделываемый гениями начиная от Станиславского, Москвина и Качалова и заканчивая Николаем Сличенко, уже почти вырублен; театру "Ромен", гастроли которого от безденежья давно прекратились, сейчас будет еще труднее выстоять под ударами судьбы. А когда народятся новый Пушкин и новый Толстой, и заплачет ли новый Протасов над романсами давно ушедших дней, сказать невозможно даже оптимисту.

Эпоха ушла. Простимся с ней и скажем спасибо.

источник 

Картина дня

наверх