На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий
    Вера, особенно нельзя верить евреям. Эти постоянно " скачут" по миру в поисках " теплого " места."Замучались пыль ...
  • Галина глушкова
    А мы прямо плачем от недостатка черно....х (всяких, глазых и прочее) из азиатских республик. Эти черно...е (всякие, г...Зря они испытываю...
  • Марина Никулина
    Если я правильно понимаю, киргизы и так не приезжали. У них поток направлен на ОАЭЗря они испытываю...

КРОВИНОЧКА

Фотография из открытых источников интернета

Сегодня у Зинаиды Васильевны был день рождения, шестьдесят пять лет исполнилось. Аромат пекущегося в духовке пирога проникал сквозь закрытые двери кухни, постепенно заполняя всю квартиру. Сама именинница не спеша накрывала на стол. Достала праздничный сервиз из серванта, хрустальные бокалы, мельхиоровые ложки и вилки. В дверь позвонили. «Ну, конечно же, это любопытная соседка Валентина», - подумала Зинаида Васильевна, мимолётом бросив взгляд на себя в зеркало, - «хороша. Ну, что же, пусть смотрит».

- Зиночка, здравствуй. Ой, а что это ты такая нарядная сегодня? А пахнет как… - затараторила соседка.

- Так день рождения у меня. Вот Наташеньку, кровиночку свою, жду с семьёй.

- Неужели приедут? Я её с тех пор, как она школу окончила и в столицу уехала учиться, больше ни разу и не видела. Всё ты к ним ездишь…

- Ты чего хотела-то, Валя?

- Да, я это… я вижу, некогда тебе, в другой раз зайду. С днём рождения тебя!

Соседка ушла, а Зинаида Васильевна тяжело вздохнула, улыбка медленно сползла с её лица, глаза наполнились болью и обидой, женщина присела на стул, и потекли, побежали воспоминания.

***

К тому времени, как родилась Наташа, Зина с мужем прожили вместе десять лет. Хорошо жили, ладно. Оба неплохо зарабатывали, поэтому собрали первый взнос на кооперативную квартиру, вот только детишек всё не было, хотя врачи и говорили, что, в принципе, оба здоровы. Николай предлагал взять ребёнка из детдома, но Зина не хотела, не принимало её сердце чужое дитя, своего хотелось, родного. Когда же наконец-то наступила долгожданная беременность, счастью супругов не было придела.

Родилась Наташенька.

- Вот она, кровиночка моя родная, - часто приговаривала Зина, колыхая дочь на руках.

Всё самое лучшее, что можно было достать, всё Наташеньке.

- Балуешь ты её сильно, - частенько ворчал муж.

- А тебе что, для ребёнка жалко? Это ж доченька долгожданная, кровиночка наша, - парировала Зинаида.

А когда Наташе было семь лет Николай утонул. Рыбаком был заядлым. Всё хотел новую надувную резиновую лодку купить, старая лодка уж сто раз клееная-переклеенная была. Зинаида не дала.

- Такие деньжищи, а Наташеньке новый … надо. В другой раз, Коля.

Только так этот другой раз и не наступил, всё Наташеньке что-либо новое было надо…

***

Звонок в дверь вырвал Зинаиду Васильевну из плена воспоминаний. Она быстро взглянула на настенные часы, «нацепила» на лицо дежурную улыбку, подождала, пропустив ещё пару звонков, наконец услышала, как открылась входная дверь соседки, и только после этого повернула ключ в замке.

- Да, вот же и она! Я же говорю, что дома, готовится, - объясняла Валентина парню с огромным букетом роз.

- Вы Осипова Зинаида Васильевна? – спросил парень.

- Я.

- Это Вам, распишитесь о доставке.

- Мне? – изобразила крайнее удивление и растерянность Зинаида. От кого же?

- Там открытка внутри, думаю, в ней всё написано.

Зинаида расписалась, взяла букет.

- Зин, это от кого же такие цветы? – блестели любопытством глаза соседки.

- Ой, и сама не знаю… Ты заходи, Валя, сейчас посмотрим, заодно и поможешь мне их поставить.

Валентину дважды приглашать было не надо. Проворно заскочив в квартиру, любопытная соседка быстро окинула взглядом большую комнату с сервированным столом (да, расстаралась Зинаида).

- Ах, как жаль, как жаль, - оторвали Валентину от созерцания стола возгласы Зинаиды, держащей в руках открытку. - Не приедет Наташенька, младший внучок заболел. Она не хотела меня расстраивать, до последнего тянула, думала, выздоровеет, но увы… Вот, цветы заказала…

Валентина заглянула в открытку.

«Поздравляем любимую мамочку и бабушку с шестидесяти пятилетием», - успела прочитать.

- Зин, ну, не расстраивайся. Главное, что не забывают, смотри, какой букет шикарный прислали.

- Да-да, - торопливо закивала головой Зинаида, - главное, чтобы у них всё было хорошо. Валя, ты приходи ко мне через часик с Юрой, я ещё Люду с Таней позову. Посидим по-соседски, не пропадать же добру…

Спустя два часа празднование дня рождения было в полном разгаре. Много тёплых и хороших слов было сказано в адрес именинницы соседями. Зинаида Васильевна улыбалась.

- Завидую я тебе по-хорошему, Зинаида, - начала Валя, - такая дочка у тебя выросла. Хотя, я думала, что толку из неё не будет… уж больно ты ей угождала, любой каприз исполняла… А она, видишь, оценила. Хоть сама и не приезжает, понятно, некогда, зато ты частенько у них бываешь и всегда с подарками приезжаешь. Любит тебя Наташка, балует, как ты её в детстве.

- Да уж, - подхватила Людмила, - дочка матери ближе, не то что мои оболтусы. Прибегут на пять минут, мешок сахара или картошки припрут: «Если что надо, мама, звони». В щёку чмок-чмок и убежали. А твоя вон, то кофточку из натуральной ангорки, то колечко золотое, одним словом, дочка.

Слегка захмелевшие от вина соседи живо обсуждали своих взрослых детей, внуков, хвалили Наташу. Зинаида Васильевна, с застывшей дежурной улыбкой на лице, кивала головой, а перед мысленным взором пробегали отрывки из жизни.

***

После смерти Николая материальное положение семьи сильно пошатнулось. А привыкшая ни в чём не знать отказа Наташа продолжала настойчиво требовать обновок и подарков. Когда Зина ей пыталась объяснить, что эта игрушка им не по карману, девочка устраивала истерики и кричала, что она (Зина) её не любит, и что, если бы был жив папочка, он бы обязательно всё купил.

- Лучше бы ты утонула вместо папы, - как-то выплюнула ей зло в лицо Наташа.

Тогда она списала это на детскую травму от потери отца.

Наташа росла, росли и требования, Зинаида нашла подработку: посудомойкой в ночном ресторане. Она до сих пор помнит, как всё время ей тогда мучительно хотелось спать.

Когда Наташе было тринадцать лет, Зинаида случайно познакомилась с Валерием. Через год мужчина сделал предложение и Зина была не против. Когда же она заговорила об этом с дочерью, Наташа устроила такую истерику со скандалом и угрозами, что пришлось расстаться (мужчин много, а дочка одна, единственная кровиночка на всём белом свете).

Училась Наташа хорошо, поэтому не было ничего удивительного, когда после окончания школы девушка уехала поступать в институт в столицу и поступила. Как радовалась и гордилась своей дочерью тогда Зинаида! Она экономила на всём, особенно на еде, ведь девочку надо обеспечивать, чтобы не тыкали в неё пальцами, не называли обидным словом «глухая провинция».

Когда дочь сообщила по телефону, что собирается замуж, Зинаида Васильевна засуетилась: надо подготовиться к знакомству с будущим зятем, со сватами, да много чего надо. Только напрасно она переживала, никаких знакомств не было. Наташа позвонила через пару дней, тот разговор навсегда врезался в память.

- Доченька, когда же вас ждать?

- В смысле? – ответила раздражённо Наташа.

- Ну, так познакомиться, как говориться, на смотрины…

- Какие смотрины, мать? Ты действительно думаешь, что я привезу Рому в наше захолустье? А тем более его родителей в нашу задрипанную двушку? Ты счастье моё хочешь расстроить? Короче, никто к тебе ехать не собирается. Ты лучше о другом подумай.

- О чём же? - упавшим голосом спросила Зинаида, слова дочери больно задели.

- Что ты нам на свадьбу дарить собираешься.

- Я ещё не думала…

- А ты подумай. Ладно, я тебе помогу. Вот, Ромкины родители нам собираются ключи от квартиры подарить, было бы неплохо, если бы и ты нам ключики подарила от машины (она назвала марку).

Зинаиду обдало жаром:

- Но у меня нет таких денег! Я же каждую копеечку тебе отсылаю…

- Продай квартиру, зачем тебе одной двухкомнатная?

- А жить где я буду?!

- Снимешь себе какую-нибудь недорогую однушку в «хрущёвке», сейчас многие на съёмных живут и ничего, нормально… тебе что, много надо? Ты давай, быстрее думай…

И Зинаида думала, обливаясь слезами, думала о том, как могла ей такое предложить родная дочь, её кровиночка… Конечно, продавать квартиру она не стала и ключи от машины на свадьбе не подарила. Отношения с дочерью окончательно разладились. Зинаида ещё пыталась, по началу, в гости приезжать, особенно, когда первый внук родился, но Наташа встречала холодно, всячески давая понять, как она тяготится таким гостем. Рома и тот теплее тёщу встречал. А однажды Наташа раздражённо сказала:

- Не надоело ещё ездить? Неужели не понятно, что у нас для тебя места в квартире нет.

Больше Зинаида к дочери не ездила, даже второго внука не видела. Вот только не хотелось ей, чтобы другие знали о её унижении, поэтому все эти годы она отчаянно всем врала. Врала на работе сослуживцам, врала соседям, рассказывая о дочери, о внуках, о том, как её ждут и радостно встречают (сами не могут приехать в гости, у зятя работа ответственная).

На работе врать было проще, а вот с соседями сложнее, они же всё видят: когда дома, когда нет. Хорошо, что её работа предполагала нечастые командировки. Вот она и говорила соседям, что к доченьке в гости едет. Сама покупала себе подарки, а говорила всем, что от дочери. Выход на пенсию сначала привёл Зинаиду в ужас: как же теперь к дочери «ездить»? Но потом она «открыла» для себя недорогие автобусные экскурсии по родному краю и, подрабатывая уборщицей, могла себе позволить пару раз в году купить скромненький тур и «подарки от дочери». Иногда Зинаида «забывалась» и сама верила в то, что вот это красивое платье, что сейчас на ней, подарок дочери.

И сегодня к ней на шестидесяти пятилетие никто не собирался приезжать, и этот шикарный букет с открыткой она заказала себе сама, потому что стыдно было уже отговариваться «занятостью» детей.

***

- О чём задумалась, Зинаида? – вырвал из воспоминаний голос Валентины.

- Да так, устала я немного, голова что-то разболелась…

Гости засобирались по домам.

- Давай помогу прибраться, - предложила Валя.

- Спасибо, Валечка.

Голова действительно болела, нехорошо болела, казалось, что она чувствует, как тяжело пульсирует кровь в висках.

- Ах, ну, какой букет, какой букет! Вот же молодец твоя Наташка, сама не смогла приехать, но какие цветы подарила! – радостно приговаривала Валентина, собирая тарелки со стола.

Что-то сдавило грудь Зинаиды Васильевны, голос соседки пробивался в сознание, как сквозь вату.

- Зиночка, тебе плохо, ты вся бледная, - вскрикнула Валентина.

- Плохо, - прошептала Зинаида.

- Давай на диванчик присядем, вот так, вот так, я сейчас скорую вызову, - хлопотала соседка.

- Срочно в больницу, - распорядился врач.

- Зина, дай телефон, я сейчас Наташе позвоню…

Зинаида судорожно сжала мобильник. Ведь не приедет Наташа, не приедет… и вся правда откроется… опозорит она её дочку перед всеми, её кровиночку единственную…

- Не надо понапрасну волновать… - из последних сил выдавила из себя Зинаида, - позвонишь, когда я умру.

Виктория Талимончук

Картина дня

наверх