На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Ольга помогла Мите и своей подруге Вере и потом Митя отблагодарил её, свою вторую маму и вторую бабушку своего сына!!...Главное, чтобы ко...
  • Элеонора Коган
    Душевная история!!!!Добро добром отзывается!!!Главное, чтобы ко...
  • Вячеслаа Кожухов
    https://mirtesen.ru/people/881726690/blog/46924753045История с главарё...

Школьники СССР: 70-е годы

Какой была школа в 70-е годы прошлого века.

 

Когда говорят о 70-х, в первую очередь отмечают, что это была золотая эра Советского Союза, его вершина, когда внешне все еще было благополучно. Атмосферу тех лет я вспоминаю как нечто особенное, и не только потому, что они пришлись на школьные годы. Кто-то называет этот период застоем, а для меня это время, когда все еще были вместе, заодно. Заканчивая школу в 1981 году, все мои одноклассники чувствовали себя в безопасности, знали, что найдут работу или будут учиться, а дальше все пойдет по накатанной-семья, дети, пенсия.

Можно сказать, что наше поколение росло защищенным и спокойным — в это десятилетие не было войн, революций, голода, резкой смены политического курса. Конечно, битвы были-за урожай, за мир во всем мире и за права трудящихся капиталистических стран. Нас ждало социалистическое соревнование на предприятиях, перевыполнение плана на стройках коммунизма. Насколько все это подготовило школьников 70-х к переменам, показало время. А оценки, как всегда, поставила жизнь.

Наша школьная страна

Образование в 70-х была организовано как стройный, хорошо отлаженный механизм. Все его звенья были взаимосвязаны и согласованы. Существовала чёткая вертикальная система. Сначала средняя общеобразовательная школа, которая подразделялась на три ступени:

  • начальную — 1-3-й классы;
  • неполную среднюю (4-8-е классы);
  • среднюю школу — 9-10-е.

Затем шли техникум, вуз, аспирантура, докторантура. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, одинаковые учебники. При смене школы не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.

В СССР особенно подчеркивали доступность школьного образования, а в 1977 году в Конституции было закреплено право граждан на всеобщее среднее образование и бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего. Учебники в школьной библиотеке также выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем. Зато наблюдался дефицит художественной литературы, хотя был культ книги и она считалась лучшим подарком.

Нас мамы впервые за ручку приводят сюда

В 1975-1976 учебном году в стране работали 167 тыс. общеобразовательных школ. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 училищах.

Несмотря на это, школы были переполнены. Бывало по пять параллелей, по 40 человек в каждом классе, учеба во вторую и даже в третью смену. Удивительно, ведь многодетных семей в то время было мало, в семье стандартом считалось 1-2 ребенка. Интересно, что в нашей школе из-за большого количества учащихся использовались не буквенные, а цифровые литеры, и я пошла в 1/4 класс. Вот так примерно выглядела школьная линейка

Еще из интересного - в нашем потоке было мало мальчиков, примерно треть класса, а к выпуску осталось и того меньше.

По мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 году менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы. После 8-го классы многие шли в техникумы и ПТУ, в основном те, кто учился похуже. Школьников даже пугали, что если будешь плохо учиться-пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии уже в то время начали дискредитировать, хотя государство именно в них нуждалось больше всего. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации, существовала трудовая практика на предприятиях. Наш класс работал на кожевенно-обувном комбинате, на настоящем конвейере.

Школьные годы чудесные

Те, кто пошел в 9 класс, как правило, были нацелены поступать в вузы, много внимания уделяли учебе. Получить медаль в то время было очень сложно. Насколько я помню, в нашем классе была только одна медалистка. ЕГЭ, конечно, еще не было. В восьмых и десятых классах сдавали выпускные экзамены. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра. В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы — литература, физика, химия, история, иностранный язык — экзаменаторы принимали устно.

 

Экзамены принимались в своих школах, в тех же аудиториях, где мы учились. Школьник устно отвечал на один-единственный теоретический вопрос и решал одну-единственную задачу, выбрав билет на удачу. Экзамен принимали учитель-предметник и два ассистента. Преподаватели, принимавшие экзамены, тоже были своими. Мамы из родительского комитета разносили нам еду, т.к. экзамен длился 4 часа. И, хотя обстановка очень накручивалась, сдавать было нетрудно.

Школа, школа! Я скучаю

О школьных атрибутах тех лет - обязательной школьной форме, партах Эрисмана, перьевых ручках, тетрадях с промокашками, портфелях знают, пожалуй, все. Особенно хорошо они показаны в фильмах о школе тех лет. Таких, как “Розыгрыш”, “Вам и не снилось”, “Ключ без права передачи”, “Школьный вальс” и многих других. Эти фильмы очень хорошо передают атмосферу, царившую в школе в те годы. С одной стороны - строгие, авторитетные учителя, с другой - мятущиеся, растущие подростки, у которых все время что-то случается - то плохие отметки, то прогулы, то выяснения отношений между товарищами. Сколько себя помню в школе, особенно в старших классах, все время что-то обсуждалось на собраниях, какие-то морально-этические вопросы решали всем коллективом. Много спорили, обсуждали проблемы всем классом. Например, был случай, когда класс взбунтовался против своего преподавателя и пытался его поменять на другого. Но как-то все решили миром.

В школе дети зачастую проводили большую часть дня-оставались на продленку, где с ними дополнительно занимались, готовились к концертам, рисовали стенгазеты, проводили дискотеки

 

В конце 10 класса, как и положено - Последний школьный звонок

 
 

И юный Октябрь впереди!

Конечно, как и все в стране, школьная жизнь была подчинена идеологии. Школа не только учила, но и воспитывала «гармонически развитого человека», формировала «коммунистическую сознательность и нравственность». Все школьники в 70-е прошли школу октябрят, затем пионеров и комсомольцев. 

Старшеклассники обязательно участвовали в демонстрациях, впрочем, младшие тоже ходили, только с родителями. Как правило, на демонстрациях было весело - шутки, смех, розыгрыши. Очень похоже на современную Монстрацию, только обязательно-принудительно, поэтому на снимке не все рады

 

Большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию. Встречи с ветеранами, шефство над ними, участие в съездах, торжественных заседаниях - партсобраниях, смотры строя и песни - все это фоном сопровождало школьную повседневность.

Особенно почетно, если тебе доверили нести дежурство у Вечного огня. У нас Пост №1

 

Большое место занимало трудовое воспитание. Оно начиналось со сбора макулатуры. Соревновались октябрятскими звездочками - кто больше соберет. Приносили из дома, ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты.

 
 

Металолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все что подвернулось под руку.

 

А это встреча электропоезда, собранного из того самого металолома

 

Весной в день рождения Ленина - субботник. Выходили все, и школьники, и взрослые. Весь город был оцеплен людьми и за день убирался снег, мусор, высаживались деревья.

 

С наступлением сентября школы выезжали на сбор урожая, потому что полей и урожая было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь.

 

Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классе проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе.

 
 

Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота

В свободное от учебы время школьников тоже не оставляли без внимания.

В 1971 году в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, несчетное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах, и т.д. Все это предоставлялось бесплатно или почти бесплатно.

Вот один из местных коллективов художественной самодеятельности - балет на льду при Доме культуры

 

Я особенно любила пионерский лагерь от маминой работы. Знаю, что не всем были по души пионерлагеря, но у нас был отличный! Свой кинотеатр, клуб, библиотека, бассейн, спортивные площадки и аттракционы. И все это в лесу, рядом с рекой. Спортивные соревнования, съёмки телевидения, встречи с выдающимися людьми, много иностранных делегаций. И, конечно, традиционные для пионерского детства забавы - игра “Зарница”, танцы по вечерам, костер, походы.

 

С любовью вспоминаются и занятия спортом. В школе к нам регулярно приходили тренеры с отбором в секции плавания, баскетбола, гимнастики. Спортом занимались все, были популярны детско-юношеские турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».

Требовательные, но внимательные учителя, единая форма и общие цели для всех, активная общественная нагрузка, обилие кружков и секций, учеба на результат, а не на ЕГЭ – такой сейчас вспоминается советская школа.

 

А вы вспоминаете свою школу? 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх