Школьники СССР: 70-е годы

Какой была школа в 70-е годы прошлого века.

 

Когда говорят о 70-х, в первую очередь отмечают, что это была золотая эра Советского Союза, его вершина, когда внешне все еще было благополучно. Атмосферу тех лет я вспоминаю как нечто особенное, и не только потому, что они пришлись на школьные годы. Кто-то называет этот период застоем, а для меня это время, когда все еще были вместе, заодно. Заканчивая школу в 1981 году, все мои одноклассники чувствовали себя в безопасности, знали, что найдут работу или будут учиться, а дальше все пойдет по накатанной-семья, дети, пенсия.

Можно сказать, что наше поколение росло защищенным и спокойным — в это десятилетие не было войн, революций, голода, резкой смены политического курса. Конечно, битвы были-за урожай, за мир во всем мире и за права трудящихся капиталистических стран. Нас ждало социалистическое соревнование на предприятиях, перевыполнение плана на стройках коммунизма. Насколько все это подготовило школьников 70-х к переменам, показало время. А оценки, как всегда, поставила жизнь.

Наша школьная страна

Образование в 70-х была организовано как стройный, хорошо отлаженный механизм. Все его звенья были взаимосвязаны и согласованы. Существовала чёткая вертикальная система. Сначала средняя общеобразовательная школа, которая подразделялась на три ступени:

  • начальную — 1-3-й классы;
  • неполную среднюю (4-8-е классы);
  • среднюю школу — 9-10-е.

Затем шли техникум, вуз, аспирантура, докторантура. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, одинаковые учебники. При смене школы не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.

В СССР особенно подчеркивали доступность школьного образования, а в 1977 году в Конституции было закреплено право граждан на всеобщее среднее образование и бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего. Учебники в школьной библиотеке также выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем. Зато наблюдался дефицит художественной литературы, хотя был культ книги и она считалась лучшим подарком.

Нас мамы впервые за ручку приводят сюда

В 1975-1976 учебном году в стране работали 167 тыс. общеобразовательных школ. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 училищах.

Несмотря на это, школы были переполнены. Бывало по пять параллелей, по 40 человек в каждом классе, учеба во вторую и даже в третью смену. Удивительно, ведь многодетных семей в то время было мало, в семье стандартом считалось 1-2 ребенка. Интересно, что в нашей школе из-за большого количества учащихся использовались не буквенные, а цифровые литеры, и я пошла в 1/4 класс. Вот так примерно выглядела школьная линейка

Еще из интересного - в нашем потоке было мало мальчиков, примерно треть класса, а к выпуску осталось и того меньше.

По мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 году менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы. После 8-го классы многие шли в техникумы и ПТУ, в основном те, кто учился похуже. Школьников даже пугали, что если будешь плохо учиться-пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии уже в то время начали дискредитировать, хотя государство именно в них нуждалось больше всего. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации, существовала трудовая практика на предприятиях. Наш класс работал на кожевенно-обувном комбинате, на настоящем конвейере.

Школьные годы чудесные

Те, кто пошел в 9 класс, как правило, были нацелены поступать в вузы, много внимания уделяли учебе. Получить медаль в то время было очень сложно. Насколько я помню, в нашем классе была только одна медалистка. ЕГЭ, конечно, еще не было. В восьмых и десятых классах сдавали выпускные экзамены. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра. В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы — литература, физика, химия, история, иностранный язык — экзаменаторы принимали устно.

 

Экзамены принимались в своих школах, в тех же аудиториях, где мы учились. Школьник устно отвечал на один-единственный теоретический вопрос и решал одну-единственную задачу, выбрав билет на удачу. Экзамен принимали учитель-предметник и два ассистента. Преподаватели, принимавшие экзамены, тоже были своими. Мамы из родительского комитета разносили нам еду, т.к. экзамен длился 4 часа. И, хотя обстановка очень накручивалась, сдавать было нетрудно.

Школа, школа! Я скучаю

О школьных атрибутах тех лет - обязательной школьной форме, партах Эрисмана, перьевых ручках, тетрадях с промокашками, портфелях знают, пожалуй, все. Особенно хорошо они показаны в фильмах о школе тех лет. Таких, как “Розыгрыш”, “Вам и не снилось”, “Ключ без права передачи”, “Школьный вальс” и многих других. Эти фильмы очень хорошо передают атмосферу, царившую в школе в те годы. С одной стороны - строгие, авторитетные учителя, с другой - мятущиеся, растущие подростки, у которых все время что-то случается - то плохие отметки, то прогулы, то выяснения отношений между товарищами. Сколько себя помню в школе, особенно в старших классах, все время что-то обсуждалось на собраниях, какие-то морально-этические вопросы решали всем коллективом. Много спорили, обсуждали проблемы всем классом. Например, был случай, когда класс взбунтовался против своего преподавателя и пытался его поменять на другого. Но как-то все решили миром.

В школе дети зачастую проводили большую часть дня-оставались на продленку, где с ними дополнительно занимались, готовились к концертам, рисовали стенгазеты, проводили дискотеки

 

В конце 10 класса, как и положено - Последний школьный звонок

 
 

И юный Октябрь впереди!

Конечно, как и все в стране, школьная жизнь была подчинена идеологии. Школа не только учила, но и воспитывала «гармонически развитого человека», формировала «коммунистическую сознательность и нравственность». Все школьники в 70-е прошли школу октябрят, затем пионеров и комсомольцев. 

Старшеклассники обязательно участвовали в демонстрациях, впрочем, младшие тоже ходили, только с родителями. Как правило, на демонстрациях было весело - шутки, смех, розыгрыши. Очень похоже на современную Монстрацию, только обязательно-принудительно, поэтому на снимке не все рады

 

Большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию. Встречи с ветеранами, шефство над ними, участие в съездах, торжественных заседаниях - партсобраниях, смотры строя и песни - все это фоном сопровождало школьную повседневность.

Особенно почетно, если тебе доверили нести дежурство у Вечного огня. У нас Пост №1

 

Большое место занимало трудовое воспитание. Оно начиналось со сбора макулатуры. Соревновались октябрятскими звездочками - кто больше соберет. Приносили из дома, ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты.

 
 

Металолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все что подвернулось под руку.

 

А это встреча электропоезда, собранного из того самого металолома

 

Весной в день рождения Ленина - субботник. Выходили все, и школьники, и взрослые. Весь город был оцеплен людьми и за день убирался снег, мусор, высаживались деревья.

 

С наступлением сентября школы выезжали на сбор урожая, потому что полей и урожая было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь.

 

Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классе проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе.

 
 

Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота

В свободное от учебы время школьников тоже не оставляли без внимания.

В 1971 году в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, несчетное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах, и т.д. Все это предоставлялось бесплатно или почти бесплатно.

Вот один из местных коллективов художественной самодеятельности - балет на льду при Доме культуры

 

Я особенно любила пионерский лагерь от маминой работы. Знаю, что не всем были по души пионерлагеря, но у нас был отличный! Свой кинотеатр, клуб, библиотека, бассейн, спортивные площадки и аттракционы. И все это в лесу, рядом с рекой. Спортивные соревнования, съёмки телевидения, встречи с выдающимися людьми, много иностранных делегаций. И, конечно, традиционные для пионерского детства забавы - игра “Зарница”, танцы по вечерам, костер, походы.

 

С любовью вспоминаются и занятия спортом. В школе к нам регулярно приходили тренеры с отбором в секции плавания, баскетбола, гимнастики. Спортом занимались все, были популярны детско-юношеские турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».

Требовательные, но внимательные учителя, единая форма и общие цели для всех, активная общественная нагрузка, обилие кружков и секций, учеба на результат, а не на ЕГЭ – такой сейчас вспоминается советская школа.

 

А вы вспоминаете свою школу? 

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх