Как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику: Уникальная майолика Абрамцева

О том влиянии, которое оказал на русскую культуру меценат Савва Мамонтов, собравший в своей усадьбе «Абрамцево» величайших художников, известно всем. Но особого внимания требует создание им знаменитого завода майолики. С помощью талантливых художников и не менее талантливого химика производство Саввы Мамонтова совершило настоящий прорыв в технологии изготовления керамики. Абрамцевская майолика, сохранившаяся на фасадах домов, до сих пор радует глаз как памятник эпохе модерна и непревзойденный вид искусства.
 
Русскую майолику возродили в XX веке благодаря Савве Мамонтову. /Фото:artchive.ru
Русскую майолику возродили в XX веке благодаря Савве Мамонтову. /Фото:artchive.ru

Экспериментальная керамико-художественная мастерская появилась в этом уникальном уголке русской культуры в 1889-м, через 19 лет после того, как Савва Мамонтов приобрел усадьбу у писателя Сергея Аксакова.

Мамонтов (за роялем) и его талантливые друзья - художники И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В.Серов и скульптор М.Антопольский. Абрамцево.
Мамонтов (за роялем) и его талантливые друзья - художники И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В.Серов и скульптор М.Антопольский. Абрамцево.

Удачное сочетание талантов

Возрождать русскую майолику (уникальные произведения искусства, выполненные из цветной обожженной глины и покрытые глазурью) взялись талантливые русские художники. Пробовали свои силы в этой мастерской Репин, Васнецов и многие другие живописцы, и даже… сам Савва Иванович Мамонтов. Но самый большой вклад в возрождение этого искусства внесли, пожалуй, Петр Ваулин и Михаил Врубель.

Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru
Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru

По задумке организаторов этой затеи майолика Абрамцева должна была возродить моду на старинные усадебные печи XVI-XVII веков с красивейшими изразцами, которая, как надеялись художники, непременно должна была вернуться.

Ваулин, запечатленный возле уникальных образцов майолики. Абрамцево.
Ваулин, запечатленный возле уникальных образцов майолики. Абрамцево.

Кстати, на заре работы мастерской Врубель изготовил проекты для печей усадебного дома и флигелей Мамонтова в Абрамцеве, а также надгробия Андрея Мамонтова. 

Врубель внес в производство «новой майолики» свою фантазию, талант декоративного искусства и смелость идей. Ваулин – уникальный и современный способ производства. Как химик по образованию он разработал новый технологический процесс и придумал уникальные рецепты покрытий. Более того, способ обжига, который разработал Ваулин, позволял добиться при изготовлении изделий очень оригинальных и невероятно красивых художественных эффектов.

Тандем Врубеля и Ваулина при очень важном участии и других талантливых художников привел к созданию шедевров и нового направления в искусстве. Но, безусловно, без финансового (и не только финансового) покровительства влиятельного Саввы Мамонтова таких блестящих результатов добиться им вряд ли удалось бы.

Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц./Фото:artchive.ru
Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц./Фото:artchive.ru

 

А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. /Фото:artchive.ru
А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. /Фото:artchive.ru

А результаты не заставили себя долго ждать. Майолика Абрамцева очень высоко ценилась как в России, так и за рубежом, работы художников занимали высокие места на престижных выставках. 

Через несколько лет после создания мастерской Мамонтов перевел производство из Абрамцева в Москву, где построил завод по производству майолики. Предприятие получило новое название –гончарный завод «Абрамцево».

Скамейка М. Врубеля. Абрамцево/Фото:.russian-mayolica.ru
Скамейка М. Врубеля. Абрамцево/Фото:.russian-mayolica.ru

Майолика, выпускаемая на заводе, продолжала иметь бешеную популярность. Ее уникальность была не только в удивительно красивом покрытии и мастерстве великих художников, но еще и в том, что изделия изготавливали из разномодульных частей, из-за чего они чем-то напоминали мозаику. (родоначальником этой идеи считается Врубель, хотя она встречается и в работах испанского архитектора Гауди того же периода). 

Для сравнения: скамейка Врубеля и скамейка Гауди. /Фото:artchive.ru
Для сравнения: скамейка Врубеля и скамейка Гауди. /Фото:artchive.r

В 1900 году Мамонтов представил образцы своего производства на Всемирной выставке в Париже. Майолика Абрамцева была оценена по достоинству: владельца завода наградили золотой медалью как производителя, а Врубеля – золотой медалью как художника за представленный на выставке камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», который, кстати, какое-то время даже использовали по назначению, а также за скульптуры, выполненные по сюжетам опер.

Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской Галерее. /Фото:artchive.ru
Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской Галерее. /Фото:artchive.ru

Именно на предприятии «Абрамцево» была создана Врубелевская «Принцесса Греза» и другие керамические панно, украсившие фасад «Метрополя». 

«Принцесса Греза». /Фото:artchive.ru
«Принцесса Греза». /Фото:artchive.ru

Здесь же, на заводе Мамонтова, по эскизам Константина Коровина было изготовлено панно, посвященное Северу России, которое украсило здание Ярославского вокзала. Фриз, расположенный над окнами второго этажа вокзала, также изготовлен на гончарном предприятии «Абрамцево».

А майоликовые фризы, украсившие фасад Третьяковской галереи, завод изготовил по эскизам Виктора Васнецова.

Фриз на здании Третьяковки. /Фото:prokhozhyj.livejournal.com
Фриз на здании Третьяковки. /Фото:prokhozhyj.livejournal.com

Знаменитую абрамцевскую майолику можно разглядеть и на здании дипмиссии Швейцарии в Хлебном переулке – когда-то этот особняк построил для себя известнейший архитектор и реставратор Сергей Соловьев. Свой дом он щедро украсил разнообразным декором – в том числе 14 майоликовыми панно «Рим. Форум ночью», которые можно разглядеть на фасаде здания со стороны Хлебного переулка. Авторство этих панно точно не определено – среди наиболее вероятных кандидатур искусствоведы называют Врубеля и Васнецова.

Фрагмент особняка Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com
Фрагмент особняка Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com

 

Майоликовый медальон на доме Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com
Майоликовый медальон на доме Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com

Майолику великих художников, выполненную на заводе Мамонтова, до сих пор можно встретить на зданиях по всей России, и это здорово. 

Считается что майолика Абрамцевского завода не уступает ни работам современных европейских мастеров, ни древним художникам-керамистам. Многие искусствоведы даже утверждают, что она превосходит своих «конкурентов» из любых эпох и ей просто нет аналогов. 

Абрамцевская майолика на здании в Таганроге. Особняк Шаронова. /Фото:artchive.ru
Абрамцевская майолика на здании в Таганроге. Особняк Шаронова. /Фото:artchive.ru

Изделия, изготовленные на гончарном заводе «Абрамцево», можно увидеть не только на зданиях, но и в экспозициях крупнейших национальных музеев нашей страны – например, в Третьяковке, музее керамики Кусково и Русском музее.

Майолика до мастерской Мамонтова

Историю русской майолики принято вести от керамической фабрики, которую открыл в Стрельне князь Меньшиков, а также московского завода Гребенщикова. В Стрельне производили богато декорированные изразцы для дворцов и храмов (производство было развернуто по образцу голландских мануфактур). Московское предприятие с 1724 года выпускало в основном крупную плитку с монохромной росписью и глиняную посуду.

Затем майолика появилась в знаменитом Подмосковном поселке Гжель и в Ярославле. На первых порах русские мастера перенимали приемы керамической росписи у западноевропейских и китайских предшественников, но со временем майолика, производимая в России, приобрела национальный колорит. 


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260619/43503/

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх