Начало этому знаменитому народному промыслу было положено в конце XVIII века, когда крестьянин Иван Лабзин основал в селе Павлово, ранее находившемся на месте нынешнего Павловского Посада, текстильную мануфактуру по производству тканых платков.
Вскоре платки и шали этой фабрики, благодаря своему высочайшему качеству, получили широкую известность и были отмечены наградами на международных выставках. Используемая техника производства таких платков была очень сложной, в отличие от европейских изделий у них не было изнанки – они были двусторонними.
Начиная с 50-х годов XIX века по инициативе Якова Лабзина (правнука основателя фабрики) и его компаньона Василия Грязнова фабрика перешла на производство шерстяных платков с набивным узором, был основан торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов» . Именно эти яркие, красочные платки и прославили Павловский Посад.
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)
Вначале в качестве основы платков использовали лишь три цвета - черный, свекольный и неотбеленный лен. На них и создавали цветочные композиции с обилием ярких красок. В дальнейшем сама основа стала более разнообразной (голубого, розового, зеленого, коричневого цвета...).
В конце XIX века павловопосадский стиль с его яркой цветочной россыпью окончательно сформировался. Самым популярным цветком на этих платках была роза - символ красоты и любви, но роза не сама по себе, а в сочетании с другими самыми разными цветами. Использование современных технологий позволяет рисунки на платках максимально приблизить к реальным, живым цветам.
.
Еще одним очень популярным цветком является георгин, его изображения на платках могут быть самого разного цвета.
.
Павловопосадские платки украшают также пионы, тюльпаны, лилии.
.
Помимо садовых цветов, которые используются при создании узоров наиболее часто, на платках можно встретить и скромные полевые цветы, такие как ромашки, васильки, колокольчики, незабудки.
Казалось бы – совсем простая вещь – платок, кусок ткани с рисунком. Но для его создания используются очень сложные технологии. Раньше рисунок переносили на ткань вручную, для этого использовались специальные резные деревянные формы: «манеры» (для набивания контура узора) и «цветки» (для нанесения красок на сам узор).
С начала 70-х годов ХХ века использование сетчатых и капроновых шаблонов при нанесении узоров значительно облегчило технологию и ускорило процесс производства набивных платков.
А начинается процесс создания платка с рисунка, и создает это чудо, конечно же, художник. У каждого платка есть свой художник, который и дает имя платку.
.
.
Одним из самых известных является платок «Русская красавица», рисунок которого в 1985 году придумала Дадонова Ирина. Его выпускают восьми разных цветов.
.
Не снимают с производства и платок «Белые розы», выпускать который начали еще в 1953 году.
.
Работают художники фабрики и над воссозданием старых рисунков.
.
Выпускались на фабрике также платки, посвященные важным событиям в истории страны.
.
Вот еще один очень интересный мужской вариант, выпущенный во время Первой мировой войны - солдатский наградной платок. Очень информативный. На нем во всех деталях изображен процесс разбора и сбора винтовки.
Яркие павловопосадские платки не раз использовали в своих коллекциях и дизайнеры.
.
Давайте еще раз полюбуемся многоцветьем павловопосадских платков:
Свежие комментарии