На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Свитайло
    В 2008 году в США разразился кризис, аукнувшийся во всем мире. Казалось бы, какое отношение Россия имеет к их ипотечн...Штормовой финал: ...
  • Геннадий Б
    И что же сбылось, что он наванговал?Штормовой финал: ...
  • Eduard
    Всё просто США воруют чужое имущество по смехотворным причинам,какюи Европа рабская! Европаот американской сиськи всё...Штормовой финал: ...

10 лет последней советской войны на полотнах художников: Почему Афган никого не вдохновил на шедевр

Прошло более тридцати лет со времени вывода советских войск из Афганистана и более сорока лет с начала этой ужасной бесполезной войны. Она продлилась целое десятилетие. Если смотреть на боевые действия в Афганистане глазами искусствоведа, то столь огромный период времени теоретически должен был подарить искусству массу монументальных работ. Несмотря на то, что этого всё же не произошло, созданные художниками полотна вполне могут впечатлить даже искушённого зрителя. Одни из самых интересных работ с историей далее в обзоре. .

Искусство часто вдохновляется войной

Петербургский художник, бывший афганец, Анатолий Хомутинников. По горным дорогам. / Фото: artofwar.ru Петербургский художник, бывший афганец, Анатолий Хомутинников. По горным дорогам. / Фото: artofwar.ru


Очень часто тема войны звучит в искусстве. Это всегда мощно, эмоционально, монументально. Боль, смерть, слёзы, победы или поражения — все эти аспекты во все времена вдохновляли деятелей различных видов искусства на создание подлинных шедевров.

Горная дорога. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru Горная дорога. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru


В Советском Союзе, а также в бывшей Российской империи тема защиты Отечества имела даже некоторую сакральность. В русской художественной культуре всегда особо почитали подобные работы. Особенно остро это стало ощущаться во времена Великой отечественной войны. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл, а подчас и содержание жизни. Нужно было во что бы то ни стало выстоять и победить!

Из разведки. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru Из разведки. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru

 

С задания. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru С задания. Анатолий Хомутинников. / Фото: artofwar.ru


С этим чувством прошли через войну многие деятели искусства – писатели и художники, музыканты и скульпторы. Своё служение Родине они видели в создании прекрасных произведений, которым было под силу мобилизовать все духовные силы общества в те тяжёлые времена. Как оказалось впоследствии, художественные произведения стали ещё и могучим оружием и весьма эффективным агитационным средством.

Своя земля, 1986 год. Николай Соломин, руководитель студии им. Грекова. Ездил в Афганистан в творческие командировки. / Фото: shakko.ru Своя земля, 1986 год. Николай Соломин, руководитель студии им. Грекова. Ездил в Афганистан в творческие командировки. / Фото: shakko.ru

 

Афганский излом. Анатолий Хомутинников. / Фото: pinterest.ca Афганский излом. Анатолий Хомутинников. / Фото: pinterest.ca .

Почему Афганистан не дарил художникам вдохновения


Почему ничего подобного не сработало с Афганистаном? Этого не случилось по той простой причине, что афганская война не закончилась победой страны Советов. Более того, никто не понимал зачем она вообще. Кто и кого от кого освобождает. Не было в обществе поддержки. Была лишь боль от потери близких и полное непонимание «за что?».

Василий Вознук. / Фото: allworldwars.com Василий Вознук. / Фото: allworldwars.com

 

Ренат Шафиков. / Фото: allworldwars.com Ренат Шафиков. / Фото: allworldwars.com


Кроме всего прочего как раз в этот период живопись переживала период упадка. Реалистичная манера теряла актуальность, ей на смену приходили другие стили. Работы известных советских художников на тему войны в Афгане нельзя назвать плохими. Но и шедеврами они не стали. Просто потому что делались по госзаказу. Платное принудительное вдохновение не подарило того от чего захватывало бы дух. Часто художниками становились сами бойцы.

Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск. / Фото: rg.ru Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск. / Фото: rg.ru

 


«Творчество на войне было самообороной души. Это только в мирной жизни люди занимаются творчеством больше «от ума». А в Афганистане бывало так, что человек, никогда ранее не бравший в руки кисти и карандаш, вдруг начинал рисовать. Начинали писать стихи ребята, ранее не сочинившие ни строчки. Овладевали музыкальными инструментами люди, не имевшие за спиной даже начального музыкального образования», - рассказал поэт и музыкант Евгений Бунтов, прошедший горнило афганской войны.

Поэт и художник Евгений Бунтов. / Фото: uralinform.ru Поэт и художник Евгений Бунтов. / Фото: uralinform.ru

 

Бывший афганец Павел Кулёв рассказывает удивительную историю своей картины «Подрыв». / Фото: uralinform.ru Бывший афганец Павел Кулёв рассказывает удивительную историю своей картины «Подрыв». / Фото: uralinform.ru

 

Возвращение из Афганистана. / Фото: pinterest.com Возвращение из Афганистана. / Фото: pinterest.com .

Хороших картин много


Работы художников-любителей вызывают больше эмоций и хвалебных отзывов. Они часто примитивны и наивны. Непрофессиональное владение художественными приёмами полностью компенсирует их пронзительная искренность. Выставки солдатских работ всегда пользуются успехом у публики. Их картины такие настоящие. Они передают сильные чувства. Тут и страх смерти, и боль от потери друзей и непонимание сути войны. Часто наброски делались на скорую руку в блокноте.

Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск. / Фото: shakko.ru Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск. / Фото: shakko.ru

 

Виктор Павлович Куценко. / Фото: shakko.ru Виктор Павлович Куценко. / Фото: shakko.ru


Работы любителей далеки по качеству от профессиональных. Там нет набитой руки в батальной классике. Но эта классика и так уже стала утомлять зрителя. Она скучна и однообразна. В работах самоучек ценна память. Они в реальности пережили те эмоции, которые изобразили. Именно это делает их недостаточно академические картины столь впечатляющими. Кроме того, перед страхом смерти в человеке может проснуться доселе дремавший талант, истинное художественное чутьё.

Художник Николай Соломин. / Фото: portal-kultura.ru Художник Николай Соломин. / Фото: portal-kultura.ru

 

Художник Николай Соломин. Накрин и Шаймо. Активистки молодёжной организации. 1985 год. / Фото: shakko.ru Художник Николай Соломин. Накрин и Шаймо. Активистки молодёжной организации. 1985 год. / Фото: shakko.ru


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310821/50941/

 

Картина дня

наверх