На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Шиляева
    Спасибо! Рассказ великолепный и поучительный...Жить надо сейчас...сегодня и в полную силу, делая только добрые дела в...Завтра твой после...
  • Анатолий Зотов
    О как! Смешно.Зря они испытываю...
  • Нина Генонова
    Бегуны,они ведь разные,один просто уехал,а другой обсерал,чтожь им все простить?"Замучились пыль ...

НУЖЕН ЛИ ЗАКОН РОССИИ О ГЛУХИХ

НУЖЕН ЛИ ЗАКОН РОССИИ О ГЛУХИХ?

Имеются Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ и от 9.01.1999 № 5-ФЗ «Об образовании» по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом «Глухой», который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида «Глухой». Инвалиды и Глухие – не одно и то же: Инвалиды – одни люди, а Глухие – совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других.

Нелишне заглянуть в далекую историю законодательства о глухонемых, их правах. В 527-562 годах Юстиниан I в Византии кодифицировал Римское право, где определены права глухонемых на частную собственность и конкретно указаны 5 классов глухоты.

В 988-989 годах крещение Руси и принятие христианства в византийской форме содействовало установлению тесных связей с Византией, с ее «Номоканонами», которые сыграли важную роль в становлении и развитии общественного положения о глухонемых, как об убогих. В 966 году великий князь Киевский Владимир, закрепив положение о глухонемых своей светской властью, издал специальный Указ, направленный на включение глухонемых в орбиту внимания Церковной власти и общественного призрения.

Далее, в 1806 году, французом В. Гаюи, приглашенным императором Александром I, была открыта Санкт-Петербургская частная школа глухонемых. За ней 2 декабря 1806 года последовало Павловское опытное училище глухонемых ведомства Марии Федоровны, затем Санкт-Петербургское училище с 1810 года.

В 1862 году были изданы «Узаконения о глухонемых и немых», основанные на Своде законов 1833 года и составленные выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых А. Соколовым.

в 1908 году вплоть до революции 1917 г. В 1903 году в свет выпущен «Сборник законов о глухонемых с приложениями объяснительного словаря», составленный А.С. Янковским в связи с дополнениями в Свод законов от 1896 г. в части правовых аспектов уголовного и гражданского процессуального производства.

За этим последовали Петербургский союз глухонемых (1904), Финская ассоциация глухих (1905), Московское неофициальное объединение глухих (1908), Саратовские «маевки» глухонемых (1909), Московское товарищество глухонемых им. И.Н. Арнольда (1912). К началу 1917 г. на территории России действовали около 50 разных союзов, клубов, товариществ глухонемых.

 После революции 1917 г. другая полоса истории глухих. В советский период 1917-1985 гг. было принято 33 Постановления, 18 Положений, 13 Приказов, 5 резолюций, 14 Уставов ВОГ, 1 Декрет, 1 Инструкция, 2 Распоряжения, 1 Циркуляр Правительства СССР и РСФСР, центральных ведомств и министерств, ВЦСПС, съездов ВОГ и 1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.09.1976 о награждении ВОГ орденом «Знак Почета».

Ни одного закона о глухих. Что до международных актов, касающихся прав глухих, то насчитывается 6 норм (1948, 1971, 1988, 1992, 1993). До России они далеки. В период Российской Федерации (1991-2002) права глухих предусмотрены 8 законами РФ, 2 Указами Президента РФ (1992 и 1996), 2 Постановлениями Правительства РФ (1996). Однако эти нормативные акты в большинстве своем не отвечают статусу «Глухой», да и сам статус в России очень низок. Впрочем, в январе 2000 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», финансирование которой должно осуществляться за счет средств госбюджета. Однако в ней для глухих предусматривается минимальный комплекс мероприятий (серийное годовое производство слуховых аппаратов, 15 тыс. специальных телефонных аппаратов, 8 тыс. тактильных вибраторов, 10 тыс. декодеров для приема скрытых субтитров, 4 тыс. слухоречевых тренажеров, 40 тыс. световых и вибрационных информатов, поддержка СРП ВОГ для обеспечения трудоустройства 3550 глухих на 68 предприятиях ВОГ, подготовка специалистов по сурдопереводу и т.д.) Многие мероприятия явно не выполняются, либо недоступны 12 млн. глухих России. К тому же в 2001 г. Налоговым Кодексом РФ отменены льготы по налогам на прибыль СРП ВОГ и ликвидирована государственная поддержка ВОГ, как и других инвалидных организаций и их предприятий. При этом положение самих глухих становится еще хуже по сравнению с положением слепых и безногих в части информационного обеспечения (миллионам обездоленных глухих недоступны дорогостоящие услуги сурдопереводчика).

 Нужен Закон о глухих, в котором должны быть следующие статьи, переработанные мной по материалам к.п.н. В. Базоева и В. Паленного, авторов академкниги «Человек из мира тишины» (2002):

- глухие люди признаются как лингвистическое и культурное меньшинство;

- глухота расценивается не как патология (биолого-медицинская концепция), а как отличие (социо-культурная концепция);

- глухота является открытой, а не как отрицательной, приниженной и маскированной;

- способности глухих людей подчеркиваются, но не нужен поиск «средства» против глухоты и фокусирование на лечении «слухового дефекта» или «повреждения»;

- приоритет доступа к коммуникации глухих людей признается посредством использования визуальных приборов и служб (телекоммуникационные приборы, приборы субтитрования, световые сигнализаторы, переводчики текстового языка); в последнюю очередь уделять приоритетное внимание использованию слуховых аппаратов и других приборов, облегчающих аудиторское восприятие, или «фокусированию» на устной речи (усилители, тактильные и компьютерные приборы речи, кьюдсистемы);

- развитие всех коммуникативных модификаций языка, включающих и устную речь, подлежит поощрению;

- максимально используется зрение как позитивная, эффективная альтернатива слуховому каналу восприятия; - жестовый язык оценивается как равный словесному языку, а не как помехи для словесного языка;

- жестовый язык признается как наиболее естественный для людей, родившихся глухими;

- при обучении внимание концентрируется на содержании предмета, нежели на методе коммуникации; расширяются любые коммуникативные умения;

поддерживается социализация как внутри сообщества глухих, так и внутри большого общества;

- «состоявшиеся» глухие люди признаются позитивной ролевой моделью для глухих детей;

- признается профессиональная работа с глухими в качестве деятельности по обеспечению доступа к тем же правам и привилегиям, которыми пользуются слышащие люди;

- уважается, признается ценность и поддержка языка и культуры глухих людей.

 Помимо того, в Законе о глухих должны быть предусмотрены профессиональная подготовка, трудоустройство, образование и социальное обеспечение, а также организация спецпредприятий, спеццехов при госпромышленных предприятиях, социально-трудовая реабилитация на них, организация санаторно-курортного лечения и отдыха. Все вопросы, затрагивающие статус «Глухой», от рождения до смерти, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием переводчика на альфе и омеге государства и только за его счет. В России насчитывается 13 млн. лиц с нарушением слуха, из них более 600 тыс. – дети и подростки. Стремительно растет процент лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Тогда как в мире проживает 360 миллионов глухих, из них 90 млн. имеют тяжелые поражения слуха. Каждый день за одну минуту на Земле рождается 9 глухой! Если темпы прироста населения не снизятся, то к концу нашего века это число утроится! Признание русского жестового языка национальным жестовым языком в качестве родного, подтверждением права глухих детей на билингвистическое обучение на жестовом и письменном языке, полный доступ глухих к технологиям, которыми располагает общество в целом, подтверждение равных (со слышащими) способностей и прав глухих на качественный уровень жизни и экономическую самостоятельность посредством равного доступа к профессиональной занятости, признание социального, этнического, религиозного, родового, экономического и политического многообразия в обществе глухих за обеспечение прав глухого человека и самоопределение глухих в соответствии с Декларацией прав человека ООН.

Владимир Гусев,

член Союза журналистов России,

член Российского Общества историков-архивистов,

отличник ВОГ,

член Московского клуба истории глухих,

отличник здравоохранения РФ

Картина дня

наверх