На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Шиляева
    Спасибо! Рассказ великолепный и поучительный...Жить надо сейчас...сегодня и в полную силу, делая только добрые дела в...Завтра твой после...
  • Анатолий Зотов
    О как! Смешно.Зря они испытываю...
  • Нина Генонова
    Бегуны,они ведь разные,один просто уехал,а другой обсерал,чтожь им все простить?"Замучились пыль ...

ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР

   

Васи́льев ве́чер — русский народный праздник, отмечавшийся ночью с 31 декабря на 1 января (старого стиля), аналог современного Нового года (Старый Новый год). Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого, приходившегося на этот день (13 января по новому стилю).

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку.

Васильев вечер для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются, и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то непременно и произойдет. Способов гадания было множество: со свечами и зеркалом, с водой и зажженной лучиной, расплавленный воск в воду лили, из темного сарая приносили в горницу полено, считали у дома частокол...

В России в Васильев Вечер совершались обрядовые действия, которые должны были способствовать хорошему урожаю, богатому приплоду скота: обсевали избу овсом или хмелем — символом изобилия, обходили дома с песнями-величаниями хозяев.
А еще в Васильев вечер варили кашу, «засевали зерна, ходили по домам. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина приносил воды. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться какая-то беда. Когда нужно затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами:
Сеяли, ростили гречу во все лето;
Уродилась наша греча и крупна и румяна;
Звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать,
на княжой пир пировать;
Поехала греча во Царьград побывать со князьями,
со боярами, с честным овсом, золотым ячменем;
Ждали гречу, дожидали у каменных ворот;
Встречали гречу князья и бояре,
сожали гречу за дубовый стол пир пировать;
Приехала наша греча к ним гостевать.

После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром».
Завтрак из каши заканчивал попытки предсказать будущее. Первым делом смотрели, полон ли горшок. Нет хуже несчастья, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул — тоже ничего хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку и делали выводы: каша полная, «красная» предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.
По церковному календарю 31 декабря — день одного из виднейших Отцов церкви Василия Кесарийского или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил случайно подвернувшегося поросенка. Поэтому в народе Василия Великого называли еще Василием Свинятником и молились ему о плодовитости свиней. Народ придумал множество поговорок об этом: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого свиную голову на стол», «Кишка свиная — еда не худая». По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка или варили свиные ножки, а то и целиком зажаривали годовалого поросенка. При этом приговаривали:
Не чиста животинка свинья,
Да нет у Бога ничего нечистого:
Свинку-щетинку огонь опалит,
А Василий Зимний освятит.

При чем ели в этот вечер как можно больше, без меры. По древнему поверью, обильный стол обеспечивал благополучие на весь следующий год, считался залогом богатства семьи. Поселяне ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и холодец, приговаривая: «Свинку да боровку выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, толпа причитала; «Кишку да ножки в верхнее окошко».
В Васильевский вечер было принято колядовать. Цель колядок — обрадовать, повеселить хозяина напоминанием о празднике, вселить надежду на лучшее будущее. Хозяевам полагалось одаривать колядующих, чем Бог послал. Чем больше они давали, тем громче колядующие славили гостеприимный и щедрый двор.
Васильев день на Руси считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае. По ряду примет узнавали о будущем: «Васильева ночь звездиста — лето ягодисто», «Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов», «От ясного звездного неба в Васильев вечер ждали хорошего урожая гороха», «Если будет туман — к богатому урожаю». Садоводы должны обязательно стряхивать снег с деревьев — для получения большого урожая яблок.
Есть предание, что в Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освящал ночных прогулок с нечистыми духами. Гадания в новогоднюю ночь — в самом разгаре.
Повсеместным поверьем на Руси являлось такое: как встретишь Новый год, так его и проживешь. Поэтому в новогоднюю ночь нельзя ссориться и плакать. Брать взаймы под Новый год не следует ни при каких обстоятельствах — весь год будешь в долгах. Обязательно надо надеть что-то новое из одежды, тогда наступающий год сложится удачно.

МЕТКИ: ИЗ ИНЕТА СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

Картина дня

наверх