Шестое вымирание По вине человека может исчезнуть миллион видов животных и растений

Как набат по будущему планеты звучит доклад Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экологическим системам (IPBES). Человечество достигло печального рекорда: наша деятельность угрожает животным и растениям в тысячи раз сильнее, чем это происходило за последние 10 миллионов лет
Ученые из 50 стран рассказали, как варварски человек меняет лицо матери-природы. Фото: REUTERS
Ученые из 50 стран рассказали, как варварски человек меняет лицо матери-природы. Фото: REUTERS

По сути, речь идет о "шестом вымирании" в истории Земли. Из пяти предыдущих само крупное "Великое вымирание" около 250 миллионов лет назад уничтожило 90 процентов биоразнообразия планеты.

Но тогда причиной были природные катаклизмы, прежде всего извержения вулканов, а сегодня главной разрушающей силой стал человек.

К такому выводу пришли 145 ученых из 50 стран, которые три года готовили свой доклад. В этом огромном документе почти две тысячи страниц, множество "громких" цифр. Они очень красноречиво показывают, как варварски человек меняет лицо матери-природы. Приведем лишь некоторые. Человек взялся за дело так рьяно, что из 8 миллионов видов растений и животных, включая 5,5 миллиона видов насекомых, около миллиона могут исчезнуть с лица Земли уже в ближайшие десятилетия.

Ключевыми факторами разрушения авторы доклада называют, в частности, изменения в землепользовании, охоту, изменение климата, загрязнение окружающей среды. По данным исследователей, из-за деятельности человека уже активно деградируют 75 процентов суши, 40 процентов Мирового океана и 50 процентов речных вод. Начиная с XVI века, вымерло не менее 680 видов позвоночных. Согласно средним оценкам по всем группам растений и животных вымирание сейчас угрожает 25 процентам видов. Под угрозой находятся более 40 процентов амфибий, 33 процента рифовых кораллов и более трети морских млекопитающих. Вымирание угрожает 10 процентам видов насекомых, а если тенденция сохранится, к концу века на Земле их вообще может не остаться, что коренным образом изменит всю биосферу планеты.

Из-за истощения земель снизилась их плодородность на четверти территории планеты. Треть ресурсов морской рыбы вылавливается нерациональным способом. Под угрозой исчезновения находится 33,5 тыс. видов растений (14 процентов известных видов), 11 процентам всех видов птиц и млекопитающих грозит исчезновение и еще 14 процентов уже находятся на пути к вымиранию. Около 30 процентов из 24 тыс. видов рыб также находятся под угрозой вымирания.

Авторы доклада особо подчеркивают: ухудшая природу, человек рубит сук, на котором сидит. Ведь она обеспечивает нас продовольствием, энергией, лекарствами, генетическими ресурсами, различными материалами и т.д. Природа поддерживает качество воздуха, пресной воды и почв, от которых зависит человечество, регулирует климат, обеспечивает опыление и борьбу с вредителями и уменьшает воздействие опасных природных явлений. Например, более 75 процентов мировых продовольственных культур, включая фрукты и овощи, кофе, какао и миндаль, зависят от опыления насекомыми. Морские и наземные экосистемы поглощают и "убирают" более 60 процентов промышленных выбросов углерода. Кроме того, утрата коралловых рифов ослабляет защиту прибрежных районов, повышая опасность наводнений и ураганов для 100-300 миллионов человек, проживающих в прибрежных зонах. Более 85 процентов площади водно-болотных угодий было утрачено. В большинстве тропических районов в период с 2010 по 2015 год было утрачено 32 млн га первичных или восстанавливающихся лесов.

Крайне неблагоприятная ситуация складывается с пластиком. С 1980 года загрязнение им морской среды возросло в десять раз, затрагивая не менее 267 видов, включая 86 процентов морских черепах, 44 процента морских птиц и 43 процента морских млекопитающих. Это может повлиять на людей через пищевые цепи.

Этот список "обвинений" в адрес человека можно продолжать и продолжать. Общая оценка авторов доклада просто устрашающая: в XXI веке мир стоит на грани шестого вымирания видов растений и животных.

Что делать? Ученые предлагают пять основных мер. Это введение жесткой ответственности за нарушение экологии и сокращение биоразнообразия, одновременно со стимулами для тех, улучшает ситуацию. Это активное межрегиональное сотрудничество в этой сфере разных стран, это сокращение неравенства в мире и чрезмерного потребления, это принятие упреждающих мер по сохранению биоразнообразия. Это совершенствование природоохранного законодательства.

Деятельность человека угрожает животным и растениям в тысячи раз сильнее, чем это происходило за последние 10 миллионов лет

Кто-то скажет, что некоторые из этих мер - очередная утопия. Благие пожелания, как, скажем, призывы к сокращению потребления или преодоление неравенства в мире. На эту тему авторитетными учеными и политиками написаны тома, но к ним мало кто прислушивается. Потребление перевешивает все разумные доводы о сохранении природы и биоразнообразия. Не действуют и страшилки с описанием будущих природных катаклизмов. Хотя, конечно, отдельные меры принимаются, но все это что слону дробинка. Что, по сути, и констатирует доклад ученых.

Однако его авторы неожиданно оптимистичны. Например, исполнительный секретарь IPBES Анн Ларигодери заявила: "Мы не хотим разочаровывать людей и говорить, что ничего сделать уже нельзя, что мы это сражение проиграли. Потому что мы его не проиграли. И если дать природе шанс, то она вернется в свои права и восторжествует. Мы хотим показать, что каждый человек может внести свой вклад". Хорошо, если бы к этим словам прислушались.

 
Как у нас

С 1970 года рассчитывается индекс живой планеты. Он оценивает состояние примерно 16 тысяч популяций 4 тысяч "реперных" видов, по которым есть надежная информация. В мире за 40 лет, численность этих популяций снизилась примерно на 60 процентов, а для пресноводных видов более 80 процентов. В России это снижение составило около 25 процентов. Так что у нас картина по сравнению с тем, что происходит в мире, довольно неплохая. Мы не впереди планеты всей.

По оценкам экспертов, 65 процентов нашей территории относят к благополучным, здесь экосистемы не разрушены (большая часть Сибири, Дальнего Востока, Арктики). Поэтому многие российские биосистемы могут служить эталонами природных комплексов. Природные экосистемы представляют исключительную ценность для биосферы в целом, выполняя важнейшие глобальные регуляторные функции. Крупнейшие в мире массивы болот и заболоченных лесов на территории России играют ключевую роль в глобальных процессах связывания и захоронения углерода и поддержания баланса углекислого газа в атмосфере. Леса и водно-болотные угодья России служат важнейшими для биосферы наземными регенераторами кислорода.

Тем не менее некоторые типы экосистем и виды живых организмов находятся в катастрофическом положении, а некоторые на грани исчезновения. Около 15 процентов территории, на которых проживает две трети населения страны, характеризуются как экологически неблагополучные, со значительной степенью разрушения естественных экосистем и деградации почв. Около 124 миллионов гектар сельскохозяйственных угодий (56 %) являются эрозионно-опасными и подвержены водной и ветровой эрозии. Под угрозой исчезновения у нас находится от 0,1 процента беспозвоночных до 30 процентов земноводных видов животного мира. В Красную книгу занесены 414 видов животных, 516 рыб, 767 растений. Биомы европейских степей и широколиственных лесов практически исчезли и сегодня представлены мелкими фрагментами экосистем на особо охраняемых природных территориях.

По мнению ученых, главной причиной сокращения биологического разнообразия и разрушения экосистем России является высокая природоемкость экономики. У нас доминируют добывающие отрасли, ресурсоемкие и энергоемкие технологии. Кроме того, слабо работают стимулы для применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, низка эффективность экономических и финансовых механизмов сохранения биоразнообразия.

Между тем

Только что пришло сообщение, что на грани исчезновения оказались всеми любимые коалы, которые в ближайшие десятилетия могут навсегда исчезнуть с лица планеты. Австралийский фонд коал уже объявил этих животных функционально вымершими. Суть в том, что на данный момент в условиях дикой природы обитают не более восьмидесяти тысяч коал. Этого недостаточно, чтобы данный вид сумел воспроизвести полноценное многочисленное новое поколение животных. Любой вирус, генетический сбой или патогенное заболевание могут привести к тому, что коалы станут навсегда исчезнувшим видом. На стремительное сокращение популяции коал в дикой среде в первую очередь повлияли глобальные климатические изменения. Осталось слишком мало взрослых особей коал, способных к распространению и поддержанию этого вида очаровательных животных. Тысячи коал гибнет в природной среде по причине повышения температур и обезвоживания. Ранее сообщалось, что под угрозой вымирания оказались северные олени, которые вынуждены менять привычный ореол обитания из-за глобальных климатических изменений.

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх